Письмо от организации. Как доказать факт неполучения такого письма
Нередко возникает ситуация, когда вы отправили в какую либо организацию (например письмо в управляющую компании или письмо в иное юридическое лицо), а потом благополучно ждете ответа месяц, другой, третий….
Наконец ваше терпение иссякает и вы идете в эту организацию, чтобы выяснить, почему они вам до сих пор не ответили. И тут выясняется, что письмо от организации вам было направлено давным давно, по крайней мере в установленный месячный (недельный, десятидневный) срок, о чем свидетельствует запись в журнале исходящей корреспонденции, а то что вы его не получили это не их вина.
Дальнейшее ваше расследование может показать, что почтальон и в глаза не видел письма от данной организации, на почте тоже, письма у вас тоже никто не ворует. Так что остается только доказать, что организация, якобы направившая вам письмо в ответ на ваш запрос или жалобу на самом деле ничего не отправляла, ограничившись только записью об отправке в своем внутреннем журнале исходящих документов и не произведя действительную отправку письма через Почту России.
В помощь в этом может быть статья Статья 165.1. Гражданского кодекса РФ «Юридически значимые сообщения» в п. 1 которого прописано, что: «Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю». Таким образом отправителю нужно будет доказать факт отправления с учетом разъяснений, данных в п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 25 от 23 июня 2015 г. «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «Бремя доказывания факта направления (осуществления) сообщения и его доставки адресату лежит на лице, направившем сообщение». То есть отправителю необходимо будет представить доказательства именно направления, то есть той же почтовой квитанции. Проще говоря, если письмо было вам направлено обычным, не заказным (регистрируемым) письмо, то доказать факт его отправки будет весьма проблематично и при наличии грамотной аргументации вы вполне можете доказать, что на самом деле никакого письма от юридического лица через Почту России вам не отправлялось
Конкретно порядок доставки почтовой корреспонденции регулируется у нас Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России № 234 от 31.07.2014 «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи» и Порядком приема и вручения внутренних регистрируемых почтовых отправлений, утвержденного приказом ФГУП «Почта России» № 114-п от 17 мая 2012, согласно которым, вся отправляемая организациями корреспонденция относится к разряду регистрируемой, к которой относятся и простые письма, и заказные с уведомлением о вручении, объявленной стоимостью и (или) описью вложения.
Из вышеуказанных правил следует, что при приеме регистрируемого почтового отправления или почтового перевода отправителю выдается квитанция, в которой помимо прочего указываются как наименование адресата. А если таких отправляемых организацией писем будет 10 и более (так называемые партионные почтовые отправления) , то на них оформляется отдельный общий список, один экземпляр которого отдается отправителю. Процедура приема таких партионных отправлений от юридического лица регулируется Порядком оформления сопроводительных документов при приеме внутренних партионных почтовых отправлений, утвержденным генеральным директором ФГУП «Почта России» № 3.2.2-05/08-нд от 23 марта 2011.
Так что, в целях доказательства отправки вам письма от юридического лица через Почту России можете попросить предъявить вам эту самую квитанцию, где вы указаны в качестве адресата.
Выкинуть эту квитанцию организация в отличие от частника не имеет права, поскольку для любого юридического лица такие квитанции являются еще и первичными учетными бухгалтерскими документами. И опять же, если такого первичного документа, выданного почтой нет, то реальность отправки вам письма от юридического лица лежит под вопросом.
А как доказать тот же факт в случае электронного письма?
Самый простой вариант — сохранить электронные письма,а потом предъявить их в качестве доказательства.
Формально также нотариусы могут заверить факт получения письма, но на практике наши нотариусы предпочитают не связываться с онлайном.