Возврат денег за товар, в который потребитель внес самостоятельные «улучшения»
Покупатель обратился с заявлением о возврате уплаченной за товар денежной суммы в связи с предоставлением нами некачественного товара. Однако визуальная проверка показала, что покупателем были внесены конструктивные изменения в товар. На каком основании мы можем отказать, и на что ссылаться при отказе.
Отказать потребителю в удовлетворении его требований о возврате денег за товар ненадлежащего качества можно по следующим основаниям:
в соответствии с пунктом 10 перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (утв. постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55) с изменениями и дополнениями от: 20 октября 1998 г., 6 февраля 2002 г., косилка относится к мобильным средствам малой механизации сельскохозяйственных работ и для косилки, как для технически сложного товара существуют специальные правила для их обмена или возврата денег за них.
Согласно установлениям пункта 1 статьи 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей» для обмена технически сложных товаров установлен 15-дневный срок, начиная со дня передачи такого товара потребителю.
В конкретном случае (как следует из письма) требование о возврате было предъявлено на 17 день, то есть с двухдневной просрочкой.
Но, как показывает практика, потребители редко так быстро соглашаются с нормами законодательства, поэтому, скорее всего вам потребуется провести независимую экспертизу.
Как можно понять из вопроса, экспертизу товара еще не проводили (это следует из неопределенности определения дефектов: «…что то усилено сваркой»). Поэтому, для официального установления причин образования дефектов у товара можно направить его на экспертизу. Такое право предоставлено продавцу пунктом 5 статьи 18 вышеупомянутого закона о защите прав потребителей.
Экспертизу продавец обязан провести за свой счет, но если будет установлено, что дефекты у товара возникли не по вине продавца (производителя, импортера), а из за того, что потребитель самостоятельно что – то там «усовершенствовал» в конструкции товара, то в этом случае ответственность полностью лежит на самом потребителе и он будет обязан возместить вам все расходы, понесенные для проведения экспертизы, а также все судебные издержки (расходы по госпошлине и по оказанию юридических услуг), если потребитель решиться оспорить ваши действия в суде. Само собою ни о каком возврате денег за якобы некачественный товар речи идти не может
В заключение отметим, что хотя отечественное законодательство о защите прав потребителей и относится к одному из самых жестких в Европе по отношению к продавцам (изготовителям, импортерам), однако, при всей своей жесткости, оно все же ограждает продавцов от чрезмерных претензий некоторых потребителей, к каковым, безусловно можно отнести и данный случай.