Пятница, 26 апреля, 2024
Вестник Рязанской юстиции

Осуществление нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления

В обеспечении законных прав и интересов граждан и юридических лиц, реализуемых государством, занимает важнейшее место такой правовой институт, как нотариат.

Совершение нотариальных действий  возложено не только, на нотариусов, но и на специально уполномоченных должностных лиц местного самоуправления.

Согласно статье 1 Основ законодательства Российской Федерации
о нотариате (далее — Основы), право совершать нотариальные действия имеют следующие должностные лица местного самоуправления:

1) в поселении, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения;

2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района;

3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, — уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте.

Должностные лица местного самоуправления согласно статье 37 Основ  имеют право совершать нотариальные действия для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в соответствующих поселении, населенном пункте и уполномочены на совершение следующих нотариальных действий:

  • удостоверять доверенности, за исключением доверенностей на распоряжение недвижимым имуществом;
  • принимать меры по охране наследственного имущества путем производства описи наследственного имущества;
  •  свидетельствовать верность копий документов и выписок из них;
  • свидетельствовать подлинность подписи на документах;
  • удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  • удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
  • удостоверять тождественность собственноручной подписи инвалида по зрению, проживающего на территории соответствующего поселения или муниципального района, с факсимильным воспроизведением его собственноручной подписи.
  • удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
  • удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
  • удостоверяют время предъявления документов;
  • удостоверяют равнозначность электронного документа документу на бумажном носителе;
  • удостоверяют равнозначность документа на бумажном носителе электронному документу.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления определен Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления, утвержденной приказом Минюста России от 07.02.2020 № 16.

В соответствии с указанной инструкцией, должностные лица местного самоуправления не вправе совершать нотариальные действия на свое имя и от своего имени, на имя и от имени своих супругов, их и своих близких родственников. При совершении нотариальных действий должностные лица местного самоуправления обязаны соблюдать тайну совершаемых ими нотариальных действий.

На должностных лиц местного самоуправления также возложена обязанность предупреждать физических и юридических лиц о последствиях, совершаемых нотариальных действиях, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред.

Кроме того, в целях свободного, прямого и круглосуточного доступа к сведениям о совершенных нотариальных действиях, информация об удостоверении или отмене доверенности должна направляться органом, в котором работает должностное лицо местного самоуправления, в нотариальную палату для внесения указанных сведений в единую информационную систему нотариата, через которую ведется обмен сведениями государственными реестрами. Постоянный доступ к этой системе позволяет квалифицированно совершать значимые нотариальные действия и обеспечивать их законность. Таким образом, сведения о выдаче или отмене любой доверенности, оформленной должностным лицом местного самоуправления можно проверить зайдя на сайт Федеральной нотариальной палаты (notariat.ru) во вкладку «Публичные реестры и сервисы».

В соответствии с приказом Минюста России от 30.12.2015 № 324 «Об утверждении порядка и формы учета сведений о главах местных администраций поселений и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений, о главах местных администраций муниципальных районов и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления муниципальных районов» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области (далее — Управление) ведет учет таких сведений.

Подробно со списком должностных лиц, уполномоченных на совершение нотариальных действий, можно ознакомиться на Интернет-сайте Управления Минюста России по Рязанской области to62.minjust.gov.ru в разделе: Деятельность/Нотариат/Сведения о главах местных администраций и специально уполномоченных на совершение нотариальных действий должностных лицах местного самоуправления поселений Рязанской области.

 М.С. Игнатова — ведущий специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × один =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.