К вопросу об опыте противодействия коррупции в законодательстве азиатских стран
Коррупция является проблемой любого государства на всем историческом пути существования этого института. Казалось бы, мировой опыт противодействия коррупции столь же богат. Однако это не так. Отнюдь не каждое государство вообще воспринимало коррупцию как проблему, и предпочитало с ней бороться. В некоторых странах коррупция воспринималась как нечто естественное. Например, в Древней Индии Каутилья, главный министр императора Чандрагупта Маурия, перечислил в «Артхашастра» 40 видов присвоения чиновниками государственного дохода. При этом он заключил, что «как невозможно не попробовать вкус меда или отравы, если они находятся у тебя на кончике языка, так же для правительственного чиновника невозможно не откусить хотя бы немного от царских доходов. Как о рыбе, плывущей под водой, нельзя сказать, что она пьет воду, так и о правительственном чиновнике нельзя сказать, что он берет себе деньги. Можно установить движение птиц, летящих высоко в небе, но невозможно установить скрытые цели движений правительственных чиновников».
В других государствах древности коррупция была просто необходима для правящего режима. Беспрецедентная стабильность бюрократии Древнего Китая коренилась в предотвращении сплачивания чиновников в устойчивую корпорацию, которая могла бы оппонировать императору и в конечном итоге перехватить у него власть. Финансовая зависимость чиновника не от императорского жалованья, а от его умения выжать из императорских подданных максимум доходов (в том числе и в свою личную пользу) неизбежно превращала чиновников в легкоуязвимого нарушителя законов со всеми вытекающими из этого последствиями — страхом разоблачения, возможностью держать его на крючке*.
Потворство коррупции в обмен на лояльность – пример коррупционной терпимости.
Законодательство азиатских стран понимает коррупцию как использование властных ресурсов для собственной выгоды. Выделяют различные формы коррупции в зависимости от моральных ценностей страны и принципов функционирования экономических систем.
В Китае, Корее и других странах Азии под коррупцией понимается завладение государственными деятелями чужой собственности, взятки, контрабанда, воровство, спекуляция. Также существует такое понятие как «серая коррупция», к которой относят: увлечение азартными играми, пьянство, непристойное поведение, увлечением женским полом, ложные обвинения, ущемление интересов населения и др.
В Азиатских странах выделяют коррупцию как индивидуальную, так и организованную, где в первом случае выгоду получит семья или отдельный гражданин, либо служащий какой — либо компании, в другом — группа лиц.
Рассматривая опыт борьбы с коррупцией в Китае, следует отметить, что здесь главенствует авторитарный режим правления государством, в связи с этим к коррупционерам применяются очень жесткие меры, в том числе два вида смертных приговоров: с немедленным исполнением и отсрочкой до двух лет.
В Китае существует два вида коррупции:
— коррупция — взяточничество (уголовно — правовое определение);
— коррупция — разложение (политико — нравственное значение).
В период с декабря 1951 года по июнь 1952 год в Китае началась Борьба с коррупцией, названная «стратегия войны» — программа «три анти-» :
— анти – коррупция;
— анти – бюрократизм;
— анти — расточительство.
Уже тогда коррупционеры приговаривались к смертной казни. В тоже время были созданы для рассмотрения дел о коррупции специальные народные суды. Граждан Китая обязывали сообщать о ставших им известных фактах коррупции.
Антикоррупционная политика Китая основывается на культурных традициях, устоявшихся веками, и соблюдении норм международного стандарта в борьбе с коррупцией, которая ведется с 1980 года.
Важная роль в борьбе с коррупций отведена Министерству контроля и Центральной комиссии. В 2007 году создано Государственное управление по предупреждению коррупции, в обязанности которого входит выявление коррупционеров, проведение расследований, создание антикоррупицонных мер.
Так, на сегодняшний день в Китае отсутствуют неприкосновенные должности, а ротация кадрового обеспечения является основой в борьбе с коррупцией.
В 2011 году в Китае издана книга «Усилия Китая по борьбе с коррупцией и формированию неподкупного партийного и правительственного аппарата». Основа данной книги заключается все в той же профилактике коррупционных проявлений.
В настоящее время Китай и Гонконг являются теми странами, которые ведут самую ожесточенную борьбу с коррупцией. Так, реформатор Китая Дэн Сяопин говорил: «Нетвердой рукой преступность и социальные уродства вывести нельзя».
В Гонконге борьба с коррупцией закреплена в трех положениях:
1) Чиновники обязаны доказывать факты приобретения ими имущества, как движимого, так и недвижимого. В случае отсутствия доказательств имущество подвергается конфискации, а чиновнику грозит заключение под стражу.
2) Создана Независимая Комиссия по борьбе с коррупцией, в которой сотрудники получают стабильную и высокую заработную плату, и подчиняются только генерал — губернатору. В обязанности сотрудников Комиссии входит проведение профилактики коррупционных проявлений, а также непосредственно самих фактов коррупции.
3) Объявлена гласность и свобода слова гражданскому населению, а также средствам массовой информации, в опубликовании и придании гласности совершаемых или совершенных фактах коррупции.
Рассмотрим пример борьбы с коррупционными проявлениями в Южной Корее, которая является примером «культуры прозрачности». Еще с 1999 года в Данной стране действует программа «OPEN» — система «онлайн» — система контроля за рассмотрением заявлений граждан чиновниками городской администрации, в рамках национальной антикоррупционной программы. Программа «OPEN» имеет четыре направления своей деятельности: 1) превентивные меры; 2) репрессивные меры; 3) большая прозрачность; 4) взаимодействие между частными лицами и государственными органами.
С 1 января 2002 года в Южной Корее вступил в силу закон «О борьбе с коррупцией», получивший международное признание. В Законе указано, что право расследования о коррупции фактически предоставлено любому совершеннолетнему гражданину страны. Главным антикоррупционным органом страны является Комитет по аудиту и инспекции, в обязанности которого входит расследование обвинений по любому из заявлений в коррупции.
Примером того, что в Южной Корее ожесточенно ведется борьба с коррупцией подтверждается тем, что в 2012 году Суд в Сеуле арестовал брата Президента Южной Кореи Ли Мен Бака по делу о коррупции.
Проведение анализа законодательства различных стран, их успехов в деле борьбы против коррупции, сопоставление различных примененных стратегий несомненного окажет позитивное влияние на совершенствование отечественного законодательства в сфере противодействия с коррупции.
Д.С. БУГРОВ — помощник начальника Управления Минюста России по Рязанской области
Вестник рязанской юстиции № 17
* Государственная служба. Под. ред. А.В.Оболонского. М. 1999.