Саморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан.
Одним из видов саморегулирования в предпринимательской среде являются саморегулируемые организации (СРО). В России первые СРО по примеру западных стран появились в середине 90 х годов ХХ века на рынке ценных бумаг.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 01 12 2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (далее – ФЗ «О саморегулируемых организациях») саморегулируемыми организациями признаются некоммерческие организации, созданные в целях, предусмотренных ФЗ «О саморегулируемых организациях» и другими федеральными законами, основанные на членстве, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности исходя из единства отрасли производства товаров (работ, услуг) либо объединяющие субъектов профессиональной деятельности определенного вида.
Саморегулируемой организацией признается некоммерческая организация, созданная в соответствии с Гражданским кодексом российской Федерации и Федеральным законом от 12 01 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» при условии ее соответствия всем установленным указанным законом требованиям.
К указанным требованиям относятся:
1) Объединение в составе саморегулируемой организации в качестве ее членов не менее двадцати пяти субъектов предпринимательской деятельности или не менее ста субъектов профессиональной деятельности определенного вида, если федеральными законами в отношении саморегулируемых организаций, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, не установлено иное;
2) Наличие стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности, обязательных для выполнения всеми членами саморегулируемой организации;
3) Обеспечение саморегулируемой организацией дополнительной имущественной ответственности каждого ее члена перед потребителями производственных товаров (работ, услуг) и иными лицами в соответствии со статьей 13 ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Следует отметить, что саморегулируемые организации могут создаваться в определенных организационно – правовоых формах, основанных на членстве (например, таких как некоммерческое партнерство, ассоциация, (союз) юридических лиц, общественная организация).
Согласно п. 6 ст. 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации от даты внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций и утрачивает статус саморегулируемой организации с даты исключения сведений о некоммерческой организации из указанного реестра.
Кроме того, существенной особенностью саморегулируемых организаций (далее – СРО) является наличие специализированных органов, осуществляющих контроль за соблюдением членами СРО требований, стандартов и правил предпринимательской деятельности или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинарного воздействия, предусмотренных внутренними документами.
Статьей 19 ФЗ «О саморегулируемых организациях» определены органы, относящиеся к специализированным органам СРО, а также их компетенция. Учитывая положения статей 17 и 19 ФЗ «О саморегулируемых организациях», создание таких органов относится к компетенции постоянно действующего коллегиального органа управления СРО.
К полномочиям специализированных органов СРО относится контроль за соблюдением членами СРО требований стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности и рассмотрение дел о применении в отношении членов СРО мер дисциплинароного воздействия, предусмотренных ее внутренними документами.
В связи с тем, что СРО является основанной на членстве некоммерческой организацией, в целях приведения состава и численности своих членов в соответствие с ФЗ «О саморегулируемых организациях» соответствующие лица могут быть приняты в состав членов такой организации либо исключены из него.
Таким образом, учредительные документы, представляемые для государственной регистрации некоммерческой организации, создаваемой в целях саморегулирования, должны содержать:
— требования к членству в такой организации в части состава и численности; возможность создания специализированных органов, а также то, что полномочия таких органов возникают с момента приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой;
— положения о разработке и установлении предусмотренных пунктом 2 части 3 статьи 3 ФЗ «О саморегулируемых организациях» стандартов и правил саморегулируемой организации;
Согласно пункту 1 статьи 14 ФЗ «О саморегулируемых организациях» СРО не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность. Кроме того, статья 8 Федерального закона от 12 01 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» прямо устанавливает запрет на осуществление предпринимательской деятельности некоммерческим партнерством, сведения о котором внесены в государственный реестр саморегулируемых организаций.
Таким образом, до внесения сведений в государственный реестр саморегулируемых организаций в учредительные и иные документы некоммерческой организации должны быть внесены изменения в части исключения указания на возможность осуществления предпринимательской деятельности. Одновременно из единого государственного реестра юридических лиц исключаются сведения о видах экономической деятельности.
Однако согласно пп «п» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08 08 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в едином государственном реестре юридических лиц должны содержаться сведения о кодах по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности.
Таким образом, учитывая, что все некоммерческие организации обладают специальной правоспособностью и могут осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это способствует достижению их уставных целей и задач, соответствует им, уставы некоммерческих организаций должны содержать исчерпывающий перечень видов экономической деятельности, который должен прямо соответствовать их уставным целям и задачам.
Учитывая вышеуказанные положения закона, саморегулируемым организациям может быть присвоен один вид экономической деятельности: 91.12 – деятельность профессиональных организаций.
согласно пункту 13 статьи 20 ФЗ «О саморегулируемых организациях» некоммерческие организации, сведения о которых не внесены в установленном порядке в государственный реестр саморегулируемых организаций, не вправе использовать в своем наименовании, а также при осуществлении своей деятельности слова «саморегулируемая», «саморегулирование» и производные от слова «саморегулирование».
использование указанных слов в документах некоммерческой организации, в том числе учредительных, возможно в случае, если данные слова отражают намерение некоммерческой организации в будущем приобрести статус саморегулируемой организации.
Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации в связи с дополнением их указанными словами, возможна в случае предоставления документа, подтверждающего внесение сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций.
В случае утраты некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации в установленном ФЗ «О саморегулируемых организациях» порядке, указанные слова подлежат исключению из учредительных документов некоммерческой организации.
Органом, уполномоченным вести государственный реестр саморегулируемых организаций, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии.
В настоящее время в ведомственном реестре некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области содержатся сведения о трех саморегулируемых организациях.

Е.С. Васина
главный специалист – эксперт отдела
по делам некоммерческих организаций
Управления Минюста РФ по Рязанской области

по материалам «Вестник Рязанской юстиции»
№ 3 июнь 2011 г.

О саморегулируемых некоммерческих организациях по материалам АПИ "Инициатива"Вестник Рязанской юстициинекоммерческие организацииСаморегулирование является неотъемлемым институтом гражданского общества и подразумевает концентрацию инициативы и полномочий по регулированию и контролю определенной сферы общественных отношений в руках самих граждан. Одним из видов саморегулирования в предпринимательской среде являются саморегулируемые организации (СРО). В России первые СРО по примеру западных стран появились в середине 90 х годов ХХ...рязанский правовой портал