О социально-ориентированных некоммерческих организациях, исполнителях общественно полезных услуг
Некоммерческая организация (далее — НКО) — это организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
В целях модернизации социальной сферы, государство сделало ставку на повышение качества услуг и привлечение частных организаций — негосударственных некоммерческих организаций. Здоровая конкуренция за бюджетные средства призвана повысить эффективность и придать новый импульс развитию всей социальной отрасли.
В послании Президента Федеральному собранию указано, НКО зарекомендовавшие себя хорошо в предоставлении услуг социальной сферы должны иметь доступ к бюджетным средствам наравне с государственными учреждениями и составлять им конкуренцию.
Гражданам будет дана возможность выбора: куда обратиться за услугой в государственное учреждение либо в социально – ориентированную некоммерческую организацию, исполнителю общественно полезных услуг.
Согласно п. 2.2. ст.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» под некоммерческой организацией — исполнителем общественно полезных услуг понимается социально ориентированная некоммерческая организация, которая на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества, не является некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и не имеет задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.
Далее представлена информация по часто задаваемым вопросам названной темы.
1. Нормативные правовые акты регулирующие правоотношения в сфере признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг.
1. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
2. Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» (далее — Постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096);
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг» (далее — Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89).
2. Какая организация может быть признана исполнителем общественно полезных услуг?
В соответствии с п.2.2 ст.2 Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»: исполнителем общественно полезных услуг может быть признана социально ориентированная некоммерческая организация, которая отвечает следующим требованиям:
– на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества;
– не является НКО, выполняющей функции иностранного агента;
– не имеет задолженности по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам.
3. Какие услуги могут быть признаны общественно полезными?
Перечень услуг достаточно обширен. К примеру, это услуги в сфере:
– предоставления социального обслуживания на дому, а также в стационарной и полустационарной форме;
– содействия в вопросах трудоустройства;
– реабилитации и социальной адаптации инвалидов и детей–инвалидов;
– социальной помощи и социального сопровождения детей, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации;
– профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– профилактики социального сиротства и социального сопровождения семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей;
– социальной адаптации и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
– организации отдыха и оздоровления детей;
– дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей;
– дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности;
– профилактики социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании;
– медико–социального сопровождения лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи;
– медико–социальной реабилитации лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью;
– физической культуры и массового спорта.
С полным перечнем можно ознакомиться в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».
4. Какие действия должна предпринять некоммерческая организация для получения статуса исполнителя общественно полезных услуг?
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг»
1. Организация должна получить заключение о соответствии качества оказываемых ею общественно полезных услуг установленным критериям в федеральных органах исполнительной власти (их территориальных органах) или органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих оценку качества оказания общественно полезных услуг установленным критериям качества (Форма указана в Приложении N 2 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 ).
2. После получения заключения о соответствии качества оказываемых общественно полезных услуг установленным критериям, организации необходимо обратиться с заявлением о признании организации исполнителем общественно полезных услуг в Минюст России (его территориальные органы) (Форма указана в Приложении N 1 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89).
5. На какой срок организация признается исполнителем общественно полезных услуг?
1. Организация признается Минюстом России (или его территориальным органом) исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг сроком на 2 года.
2. По истечении 2 лет со дня получения такого статуса организация исключается из реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
3. Для повторного признания организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке по истечении 2 лет со дня внесения организации в реестр организация представляет в уполномоченный орган заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме согласно приложению N 1 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг». Указанное заявление представляется в течение 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации в реестр. При повторном признании организации исполнителем общественно полезных услуг указывается одна или несколько общественно полезных услуг, ранее внесенных в реестр.
Для дополнительного внесения в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, такая организация представляет в уполномоченный орган следующие документы:
а) заявление о дополнительном внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр, по форме согласно приложению N 4 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг».
б) заключение по форме согласно приложению N 2 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.01.2017 N 89 «О реестре некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг». Указанные документы представляются в уполномоченный орган не позднее 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации в реестр.
6. Какие привилегии предоставляет некоммерческой организации статус исполнителя общественно полезных услуг?
Согласно п.12.ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Некоммерческая организация, признанная исполнителем общественно полезных услуг, включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг и наделяется правом на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Такая поддержка будет оказываться не менее 2 лет.
В качестве главной привилегии для таких организаций станет возможность получения бюджетных субсидий из всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Также такие организации смогут претендовать на:
1) получение во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества;
2) использование бесплатного эфирного времени на государственных и муниципальных теле– и радиоканалах, бесплатной печатной площади в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, а также на размещение своих информационных материалов некоммерческой организации в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) организацию государственными органами и органами местного самоуправления курсов повышения квалификации и обучающих мероприятий для работников и добровольцев таких организаций.
7. Критерии оценки качества общественно полезных услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. N 1096).
1. Соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления).
2. Наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников некоммерческой организации — исполнителе общественно полезных услуг (далее — некоммерческая организация) и работников, привлеченных по договорам гражданско-правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), достаточность количества таких лиц.
3. Удовлетворенность получателей общественно полезных услуг качеством их оказания (отсутствие жалоб на действия (бездействие) и (или) решения некоммерческой организации, связанные с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций).
4. Открытость и доступность информации о некоммерческой организации.
5. Отсутствие некоммерческой организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.
8. По каким основаниям организации может быть отказано в выдаче заключения?
Согласно п. 7 Правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 №89 основаниями для отказа в выдаче заключения являются:
а) несоответствие общественно полезной услуги установленным требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления);
б) отсутствие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги, необходимой квалификации, недостаточное количество лиц, у которых есть необходимая квалификация;
в) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, жалоб на действия (бездействие) и (или) решения организации, связанных с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией;
г) несоответствие уровня открытости и доступности информации об организации установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям (при их наличии);
д) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, информации об организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
е) наличие задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством Российской Федерации обязательным платежам;
ж) представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке.
9. В какой срок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оценку качества общественно полезных услуг установленным критериям, должно быть выдано заключение?
Решение о выдаче заключения либо об отказе в выдаче заключения принимается заинтересованным органом в течение 30 дней со дня поступления в заинтересованный орган заявления организации о выдаче заключения. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней, в случае направления заинтересованным органом запросов в соответствии с пунктом 6 Правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 №89. О продлении срока принятия указанного решения заинтересованный орган информирует организацию в течение 30 дней со дня поступления в заинтересованный орган заявления организации о выдаче заключения.
В случае, если организация включена в реестр поставщиков социальных услуг по соответствующей общественно полезной услуге, продление срока принятия решения о выдаче заключения либо об отказе в выдаче заключения не допускается.
10. Какой орган исполнительной власти уполномочен принимать решение о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг?
Решения о признании организаций исполнителями общественно полезных услуг принимает Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы.
Министерство юстиции Российской Федерации принимает решения о признании исполнителями общественно полезных услуг общероссийских общественных организаций и движений, Торгово-промышленной палаты Российской Федерации и торгово-промышленных палат, созданных на территории нескольких субъектов Российской Федерации, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории 2-х и более субъектов Российской Федерации, а также религиозных организаций, образуемых указанными централизованными религиозными организациями.
Территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации принимают решения о признании исполнителями общественно полезных услуг межрегиональных, региональных и местных общественных организаций и движений, региональных отделений международных, общероссийских и межрегиональных общественных организаций и движений, местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории одного субъекта Российской Федерации, религиозных организаций, образованных указанными централизованными религиозными организациями, а также иных некоммерческих организаций, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, установленный Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7– ФЗ «О некоммерческих организациях».
11. Какие документы необходимо подать в Минюст России (его территориальный орган) для признания исполнителем общественно-полезных услуг?
Для признания исполнителем общественно полезных услуг и внесения в реестр некоммерческих организаций — исполнителей общественно полезных услуг (далее — реестр) организация представляет в уполномоченный орган следующие документы:
1) заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме, которая установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89;
2) заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям.
12. По каким основаниям Минюст России может отказать в присвоении статуса исполнителя общественно полезных услуг?
Основаниями для отказа в признании организации исполнителем общественно полезных услуг являются:
а) непредставление (несвоевременное представление) документов, предусмотренных пунктами 3, 3(1) и 11 Правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 №89;
б) включение организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента;
в) представление документов, содержащих недостоверные сведения, либо документов, оформленных в ненадлежащем порядке.
13. В течение какого срока Минюстом России принимается решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг?
1. Решение о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг принимается уполномоченным органом в течение 5-ти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган документов.
2. Уведомление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) либо об отказе в признании организации исполнителем общественно полезных услуг (о внесении в реестр сведений об общественно полезных услугах, оказываемых организацией, ранее включенной в реестр) направляется организации в течение 3-х рабочих дней со дня принятия уполномоченным органом соответствующего решения.
14. Возможно ли повторное признание организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке?
Согласно п. 11 Правил принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 №89
для повторного признания организации исполнителем общественно полезных услуг в упрощенном порядке по истечении 2 лет со дня внесения организации в реестр организация представляет в уполномоченный орган заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг, предусмотренное подпунктом «а» пункта 3 настоящих Правил. Указанное заявление представляется в течение 30 дней со дня истечения 2-летнего срока признания организации исполнителем общественно полезных услуг и внесения организации в реестр. При повторном признании организации исполнителем общественно полезных услуг указываются одна или несколько общественно полезных услуг, ранее внесенных в реестр.
Н.С. Пивоварова Начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по Рязанской области