Зачем, кто и как должен заменить электросчетчик в квартире
В данной статье мы затронем тему замены электросчетчика в вашей квартире.
Вначале краткий экскурс в прошлое. В подавляющем большинстве наших квартир, построенных еще в советские времена ставились электросчетчики с номинальным током в 5 – 20 ампер и классом точности 2,5. Средний срок службы таких приборов составлял в среднем 30 лет при обязательной промежуточной метрологической проверке в 8 – 15 лет (в зависимости от модели электросчетчика).
В тех условиях таких характеристик приборов учета электроэнергии было вполне достаточно для нормального функционирования. Но за последние годы в каждом доме появилось гораздо большее количество электроприборов и зачастую в одной комнате работает больше приборов, чем лет двадцать назад во всей квартире.
Естественно, что старые электросчетчики, не рассчитанные на возросшую нагрузку, давно уже перестали соответствовать изменившейся ситуации, что в свою очередь приводит к повышению нагрузки на них, и , как следствие, к коротким замыканиям и пожарам.
В связи с этим еще с 1997 года запрещен выпуск электросчетчиков с классом точности 2,5, а все существующие счетчики такого типа должны быть заменены на приборы с классом точности не ниже 2,0.
Кроме того, большая разница в классе точности объективно фиксирует повышенные потери электроэнергии, что в конце концов отражается на величине платы за коммунальные услуги.
В общем как ни крути, а замена электросчетчика выгодна прежде всего самим собственникам жилых помещений. Выгодна как из соображений безопасности, так и из материальных соображений.
Возникает логический вопрос: За чей счет производится замена электросчетчика?
В Постановлении Правительства № 530 от 31 августа 2006 года «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» прописано что: «Владелец объекта, на котором установлен прибор учета, обеспечивает его сохранность, целостность и обслуживание. В случае установки прибора учета в жилом помещении его сохранность, целостность, обслуживание обеспечивает собственник (наниматель) жилого помещения».
Если электросчетчик находится в приватизированной квартире или же в квартире ЖСК, то здесь все ясно. Статья 210 Гражданского кодекса однозначно устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Если же ваша квартира не приватизирована, то все не так однозначно. Для правильного разрешения этого вопроса как и учили, обратимся к первоисточнику. В нашем случае это будет опять таки Гражданский кодекс и его нормы, регулирующие вопросы поставки электроэнергии.
Так в соответствии со ст.539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Вроде бы все ясно — получаешь электричество от присоединенной сети, так и обязанности по эксплуатации приборов учета лежат на тебе, неважно собственник ты или только наниматель.
Именно по такому обоснованию управляющие жилищные компании отказывают в замене электросчетчикам жителям неприватизированных квартир. Якобы по закону все жильцы (как собственники квартир, так и наниматели) все равно являются абонентами. А раз так, то: «Абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации о неисправностях приборов учета энергии» (ст.543 ГК РФ).
Однако при этом забывают уточнять, что между энергоропринимающим оборудованием любой квартиры всегда находится энегропринимающие устройство и энергетические сети самого жилого здания (электрические сети) которые входят в состав общей долевой собственности и не могут находиться в ведении ни одного нанимателя, который соответственно не может являться абонентом энергоснабжающей организации по условиям ст.539 ГК РФ (у него отсутствует присоединение к сетям такой организации, а у энергоснабжающей организации нет правовых оснований для каких-либо действий через сети жилого дома)
Следовательно, абонентом в данном случае будет являться управляющая жилищная компания, которая, собственно, и предназначена для обслуживания и замены (если надо) необходимого оборудования.
Так что, если вы не собственник квартиры, то смело пишите соответствующее заявление в вашу управляющую жилищную компанию. А если она откажет, то идите в жилищную инспекцию с жалобой на управляющую компанию, уклоняющуюся от исполнения своих обязанностей.
В заключение добавим, что с 1 июля 2020 года следить за состоянием, поверкой и заменой электросчетчиков в квартирах граждан должны не собственники помещений, а энергоснабжающие организации. Основание: Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 N 554 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования организации учета электрической энергии»
Сомневаетесь в своих силах? Не проблема. Пройдя по ссылке вы можете подробнее узнать о наших услугах для потребителей ЖКХ
119 365 просмотра
Я считаю. что и владельцы приватизированных квартир не должны обеспечиват учёт потреблённой эл.энергии тем более что эти приборы стоят не на приватиз. территории как правило. И То,что я приватиз. указано в документах на приватизацию жил. помещения. И то, что уже потом мне хотят приписать в собственность, какие-то общие доли- это незаконно( в любом цивил. государстве)
И Жил.Кодекс, и много других докум. противоречат основному закончику (Конституция).
Вы ведь в магазине, даже в Росси не платите за взвешивание дополнительно?.. и не приходите туда со своими весами?? Хотите продать электричество, так сами и покажите сколько я его купил!
Монополисты всегда себя ведут одинаково -меньше работы, но больше им денег надо
Полностью согласен. причем не только по электросчетчику, но и по газу и воде (их тоже надо устанавливать за свой счет). Но увы, от нашего согласия или несогласия теперь ничего не зависит
Я глубочайшим образом возмущен!!! Зачем описывать простые ситуации, которые итак понятны всем? Вот написали бы лучше о ситуации, когда квартира приватизирована, а счетчик находится в общем распределительном щите в коридоре (или на лестничной площадке), который не является ни собственностью квартиранта, ни жилым помещением. Коридор — общее имущество дома, место общего пользования, вместе со всеми электросетями вне квартиры. Вот в этом случае за чей счет меняется счетчик???
Здравствуйте. Видимо не созрели мы для комментирования сложных вопросов. Попробуйте обратиться в ближайшую юридическую консультацию, ну или по крайней мере выбирайте более благожелательный тон, ведь в конце концов никто из нас никому ничего не должен
Пожалуйста, ответьтьте на вопрос «Александр02.12.2011 в 3:20 пп»
Это касается многих граждан, у которых приватизированы квартиры, а счетчик находится в коридоре у квартир в щитке.
Любой может вскрыть щиток и сорвать пломбу. Если за свой счет поставиш счетчик, то всю жизнь будешь на него работать, т.к. у ПЭС будет процветать бизнес по установке счетчиков, т.к. они это делают дешевле других организаций.
В целях уяснения вопроса нами было опрошено несколько практикующих юристов и (для равновесия так сказать) несколько сотрудников управляющих компаний.
Юристы однозначно считают, что обязанность по содержанию счетчика, пусть и расположенного в месте общего пользования, лежит на управляющих компаниях, т.к. жильцы (даже в приватизированных квартирах) не являются абонентами 9см. статью)
Работники ЖКХ, как и следовало ожидать, занимают прямо противоположную позицию (типа; «…что нам еще и за ковриками под дверью тоже следить?»).
Сотрудники нашего агентства также считают, что обслуживание, в т. ч. и опломбтрование счетчиков надлежит выполнять сотрудникам управляющей компании.
В доказательство этого приводим выдержку из одного решения Рязоблсуда (пл плгятным причинам все наименования и фамилии убраны)
«…Доводы кассационной жалобы ЖЭО… о том, что стоимость электоросчетчика следует взыскать с энергосбытовой организации, поскольку последняя обязана осуществлять ремонт и электрическое обслуживание внутридомовых электрических сетей и она ежемесячно получает от истца денежные средства за предоставление электроэнергии, не могут служить основанием для отмены решения, поскольку между энергоропринимающим оборудованием любой квартиры всегда находится энегропринимающие устройство и энергетические сети самого жилого здания (электрические сети). Эта сеть входит в состав общей долевой собственности и не может находиться в ведении ни одного нанимателя.
Следовательно, истец не может являться абонентом энергоснабжающей организации по условиям ст.539 ГК РФ (у него отсутствует присоединение к сетям такой организации, а у энергоснабжающей организации нет правовых оснований для каких-либо действий через сети жилого дома). Истец, проживающий в многоквартирном жилом доме, в терминах Гражданского кодекса — только потребитель энергии.»
На всякий случай, учитывая актуальность данного вопроса и дабы сразу пресечь всякие казуистические толкования, мы подготовили несколько редакционных запросов в органы, контролирующие систему ЖКХ. Но, как Вы понимаете, на ответы нужно время.
Так что, ждем ответа и по получении обязательно их опубликуем.
В какой срок упрвляющая компания должна поменять счетчик по заявлению .Спасибо.
Законодательство прямо не устанавливает точный срок замены управляющей компанией электросчетчика в неприватизированной квартире, поскольку случаи эти довольно таки нечастые (в масштабах страны) и не нуждаются в прямом законодательном регулировании, но косвенно о сроках говорится в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307)
…32. В период осуществления ремонта, замены, поверки индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета, не превышающий 30 календарных дней, объемы (количество) потребления холодной воды, горячей воды, отведенных бытовых стоков, электрической энергии, газа и тепловой энергии для расчета размера платы за коммунальные услуги исчисляются как среднемесячное потребление коммунальных ресурсов и среднемесячный объем отведенных бытовых стоков, определенные по указанному прибору за последние 6 месяцев, а если период работы индивидуального или коллективного (общедомового) прибора учета составил меньше 6 месяцев, — то за фактический период работы прибора учета, но не выше нормативов потребления соответствующих коммунальных услуг.
…49. Исполнитель обязан:
….и) в течение 2 рабочих дней с даты получения жалобы (заявления, требования, претензии) направлять потребителю извещение о ее приеме и последующем удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении с указанием причин отказа;
Так что вы вполне можете руководствоваться вышеприведенными общими сроками для удовлетворения заявок исполнителем (то есть управляющей компанией) коммунальных услуг. Посмотрите еще, что по этому поводу говорится в договоре на оказание коммунальных услуг с вашей управляющей организацией. Но в любом случае их сроки не могут быть больше установленных Правительством.
«мы подготовили несколько редакционных запросов в органы, контролирующие систему ЖКХ. Но, как Вы понимаете, на ответы нужно время.
Так что, ждем ответа и по получении обязательно их опубликуем»
Подскажите где опубликованы ответы, если вы их уже получили?
Пока не получили и сами ждем с интересом. как только что нибудь напишут, сразу опубликуем.
Постановление Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491 г. Москва «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме
7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
8. Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
III. Несение собственниками помещений общих расходов на содержание и ремонт общего имущества
28. Собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения:
а) платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме — в случае управления многоквартирным домом управляющей организацией или непосредственно собственниками помещений;
б) обязательных платежей и взносов собственников помещений, являющихся членами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива. При этом собственники помещений, не являющиеся членами указанных организаций, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с частью 6 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Вот у нас возникла сейчас такая ситуация,когда энергокомпания давит на жильцов о якобы обязательной смене старых счётчиков на новые,сетуя на какое-то постановление правительства лета 2011 года выхода.Вот сейчас роюсь в нете и ищю это постановление и не вижу его.
Может вы знете об этом что-то?
Скорее всего, речь идет о Постановлении Правительства РФ от 4 ноября 2011 г. № 877 «О внесении изменений в некоторые акты правительства российской федерации в целях совершенствования отношений между поставщиками и потребителями электрической энергии на розничном рынке».
Там много куда и чего вносится, но есть и про изменения в постановления по стандартам приборов учета электроэнергии.
Согласно п.5 ст.13 ФЗ № 261-ФЗ от 29.11.2009 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности …» (в ред. Федерального закона от 11.07.2011 N 197-ФЗ), до 1 июля 2012 года многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии.
В ст.13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности …», Письме МЭР РФ от 16.01.2012 № д07-43 «О разъяснениях по осуществлению деятельности энергоснабжающей организации» и Разъяснениях ФАС РФ от 23.03.2011 N АГ/10186 указано, что граждане не ограничены в выборе лица, осуществляющего установку, опломбировку и проверку приборов учета энергоресурсов. Значит, Вы можете заключить договор с другой компанией в срок до 1 июля 2012 года. Если после этого срока счетчики не будут установлены, то тогда энергоснабжающая организация сама это сделает и предоставит счет для оплаты.
В выше приведенных правовых актах не сказано, что нужно менять старые на новые счетчики. Счетчики следует менять, если они не работают, истек срок их эксплуатации, ПЭС или сами не сорвете пломбу в квартире. Если сорвут на лестничной клетке, то это проблемы ПЭС. Индивидуальный счетчик не является общей собственностью ни ТСЖ, ни других управляющих компаний.
Этот факт подтверждается также и положениями п.5.6.2. «Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170, в которых, в частности, указано, что Организации по обслуживанию жилищного фонда должны обеспечивать эксплуатацию, в частности, этажных щитков и шкафов, в том числе слаботочных с установленными в них аппаратами защиты и управления, а также электроустановочными изделиями, за исключением квартирных счетчиков энергии. Поскольку, они не входят в состав общего имущества.
Согласно п.2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме (утв. Постановлением Правительства от 13.08.2006 № 491) в состав такого имущества включаются механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее БОЛЕЕ ОДНОГО жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Индивидуальный Прибор учета, расположенный вне квартиры, предназначен для обслуживания только ОДНОЙ этой квартиры.
Положениями п.5.6.10 Правил от 27.09.2003 № 170 и п.139 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530, не предусмотрена обязанность организации, эксплуатирующей жилищный фонд, устанавливать и проводить замену квартирных приборов учета, установленных на площадках лестничных клеток.
При таких обстоятельствах вывод сотрудников ЗАО «Петроэлектросбыт» о том, что обязанность произвести замену неисправных приборов учета электрической энергии лежит на организации, эксплуатирующей жилищный фонд, сделан в результате неправильного применения норм материального права.
С уважением, Елена Горшкова, E-mail: gel371@yandex.ru