В условиях объективной необходимости поддержания и развития экономических, правовых и иных связей между государствами и их субъектами и эффективного регулирования возникающих при этом отношений неотъемлемой частью мирового сообщества стал принцип взаимодействия и сотрудничества государств. Понятие международной правовой помощи тесно связано с таким явлением как сотрудничество или «общение» государств между собой, хотя только этим не ограничивается. В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного право и международные договоры Российской Федерации  являются составной частью правовой системы Российской Федерации. согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

Международный договор – это соглашение двух или нескольких государств и (или0 международных организаций, предусматривающее установление, изменение или прекращение взаимных обязательств участников экономических и иных отношений.

К многосторонним договорам с участием Российской Федерации относятся Конвенция по вопросам гражданского процесса от 01 03 1954 г.; Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений от 10 06 1958 г.; Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским или торговым делам от 15 11 1965 г; Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности от 20 03 1992 г.; Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 01 1993 г.

Кроме этого, российская Федерация является участницей примерно 40 двухсторонних договоров о правовой помощи, предусматривающих взаимное оказание правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам. Многие из таких договоров первоначально были подписаны и ратифицированы еще во время существования СССР, но продолжают свое действие на территории Российской Федерации в силу правопреемства. правовая помощь оказывается через Министерство юстиции и его территориальные органы, Министерство иностранных дел.

Так, территориальные органы Минюста России наделены полномочиями непосредственного сношения с соответствующими учреждениями юстиции иностранных государств (страны – участники СНГ), а также по сопровождению поступивших запросов и поручений должностного лица иностранных государств, в том числе должностным лицом Российской Федерации. В иных случаях направление и принятие запросов о международной правовой помощи может осуществляться как через Главное управление Минюста России, так и напрямую через Министерство юстиции Российской Федерации.

территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе управление Минюста России по Рязанской области , (далее – Управление), в соответствии с договорами и законодательством Российской федерации оказывают физическим и юридическим лицам помощь во взаимодействии с компетентными органами иностранных государств и Российской Федерацией.

В частности это могут быть следующие поручения:

— ходатайства об истребовании копий наследственных дел и материалов по ним как из стран СНГ и стран Балтии, так и Российской Федерации;

— о пересылке документов, в том числе заявлений о получении документов об образовании, трудовой деятельности, стаже работы и других документов, касающихся личных или имущественных прав и интересов граждан запрашиваемого государства;

— об установлении адресов лиц, проживающих на территории иностранного государства и Российской Федерации;

— о принятии мер, необходимых для принятия наследства, находящегося на территории запрашиваемого государства, или для управления этим наследством;

— судебные поручения о вручении искового заявления, извещение о дне слушания дела и т.д.;

— ходатайства об истребовании документов о государственной регистрации актов гражданского состояния.

В случаях, предусмотренных международными правовыми договорами, ходатайство., поручение, запрос и прилагаемые документы необходимо переводить на официальный язык запрашиваемого государства или другой язык, указанный в международном соглашении. В то же время учреждения юстиции договаривающихся сторон, подписавшие конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 01 1993 г. при ее выполнении пользуются государственным языком договаривающихся сторон или русским языком.

поручение, адресованное компетентному лицу, должно иметь конкретные указания на совершение определенного действия, подписано должностным лицом и скреплено гербовой печатью. В поручении о вручении документа помимо обязательных реквизитов должны быть также указаны точный адрес получателя и наименование вручаемого документа.

Данное поручение направляется в Управление для пересылки в компетентный орган, либо иностранное государство, либо должностному лицу Российской Федерации.

Если документы не могут быть вручены по адресу, указанному в поручении, запрашиваемое учреждение юстиции по своей инициативе принимает меры, необходимые для установления адреса. если установление адреса, запрашиваемым учреждением юстиции окажется невозможным, оно уведомляет об этом запрашивающее учреждение и возвращает ему документы, подлежащие вручению.

После выполнения поручения запрашиваемое учреждение возвращает документы запрашивающему учреждению, а в том случае, если правовая помощь не могла быть оказана, одновременно уведомляет его об обстоятельствах, препятствующих исполнению поручения.

В практике исполнения международной правовой помощи нередко возникают вопросы в получении повторных свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и копий записи актов гражданского состояния из стран СНГ и Балтии, и Российской Федерации.

В данном случае, исполнение международных договоров об оказании международной правовой помощи осуществляется как через органы ЗАГС, главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, Минюст России и Министерство иностранных дел России и иностранных государств.

Нотой Министерства иностранных дел российской Федерации от 07 04 2009 г. № 1863/1денг был уведомлен Исполнительный комитет Содружества независимых государств о том, что органы записи актов гражданского состояния Российской Федерации в том числе рязанской области уполномочены осуществлять непосредственные сношения с Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан, Киргизской Республикой, Украиной, Республикой Таджикистан, Республикой Молдова, Республикой Грузия, Республикой Абхазия.

Через Главное управление Минюста России по Москве сношения осуществляются с Азербайджанской Республикой, Латвийской Республикой, Эстонской Республикой, Республикой Узбекистан, Туркменистан, Республикой Южной Осетии.

Истребование документов с территории Республики Армении осуществляется через Министерство юстиции Республики Армения и Российской Федерации.

В связи с отсутствием международного договора не оказывается международная правовая помощь гражданам Приднестровья.

Запросы о международной правовой помощи, поступившие с территории иностранного государства, исполняются (рассматриваются) в срок, не превышающий месяца с момента поступления.

также территориальные органы Министерства юстиции Российской Федерации оказывают международную правовую помощь судебным органам. В ходе судебного производства у судов Российской Федерации может возникнуть необходимость в получении дополнительной информации из компетентных источников иностранных государств, вручения извещения о времени судебного заседания и исковых заявлений и т. д. В таких случаях суд направляет запрос об оказании правовой помощи в территориальный орган Минюста России по месту своего нахождения. В этом случае прилагается: поручение, адресованное компетентному органу с указанием совершения конкретного действия, подписанного судьей и удостоверенного гербовой печатью с изображением герба Российской Федерации в 2 –х экземплярах, 2 экземпляра извещения о дне судебного заседания, подписанного судьей и удостоверенного печатью и другие документы.

Срок получения ответа на запрос может превышать 6 месяцев  (например, судебного заседания о взыскании алиментов), поэтому документы должны быть направлены заблаговременно.

В рамках оказания правовой помощи в 2009 г.  Управлением было рассмотрено 32 правовых документа, в том числе поступивших из стран СНГ (10) и Российской Федерации от нотариусов, судей, граждан Рязанской области (22).

Анализ поступивших поручений показывает, что при оформлении поручений часто встречающейся ошибкой является неправильное название государства – стороны договора.

международная правовая помощь в Рязанской области оказывается Управлением министерства юстиции Российской федерации по Рязанской области, отделом по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния по адресу: г. Рязань, ул. Либкнехта, д. 18, тел: (4912) 97 – 51 – 13, 97 – 51 — 04.

информацию об оказании международной правовой помощи можно получить из информационных материалов официального Интернет-сайта Управления юстиции в разделе «Отделы Управления» — «Отдел по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния».

О.А. Каркина начальник отдела по контролю и надзору

в сфере адвокатуры, нотариата, государственной

регистрации актов гражданского состояния Управления

Минюста России по Рязанской области

по материалам «Вестник рязанской юстиции»

№ 1, декабрь 2010 г.

Международная правовая помощь органов юстициипо материалам АПИ "Инициатива"Вестник Рязанской юстицииВ условиях объективной необходимости поддержания и развития экономических, правовых и иных связей между государствами и их субъектами и эффективного регулирования возникающих при этом отношений неотъемлемой частью мирового сообщества стал принцип взаимодействия и сотрудничества государств. Понятие международной правовой помощи тесно связано с таким явлением как сотрудничество или «общение» государств между...рязанский правовой портал