Новое в российском законодательстве
Федеральным законом от 30 июня 2016 года № 224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Федеральный закон «О муниципальной службе в Российской Федерации» впервые на уровне законодательства установлено требование в отношении использования социальных сетей государственными гражданскими и муниципальными служащими. Закон вступил в силу 1 июля 2016 года.
Таким образом, статьей 20.2 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) установлено следующее:
1. Сведения об адресах сайтов и (или) страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на которых гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, гражданский служащий размещали общедоступную информацию, а также данные, позволяющие их идентифицировать, представителю нанимателя представляют:
1) гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, — при поступлении на службу за три календарных года, предшествующих году поступления на гражданскую службу;
2) гражданский служащий — ежегодно за календарный год, предшествующий году представления указанной информации, за исключением случаев размещения общедоступной информации в рамках исполнения должностных обязанностей гражданского служащего.
2. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются гражданами, претендующими на замещение должности гражданской службы, при поступлении на гражданскую службу, а гражданскими служащими — не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным. Сведения, указанные в части 1 настоящей статьи, представляются по форме, установленной Правительством Российской Федерации.
3. По решению представителя нанимателя уполномоченные им гражданские служащие осуществляют обработку общедоступной информации, размещенной претендентами на замещение должности гражданской службы и гражданскими служащими в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также проверку достоверности и полноты сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи.
Указанные сведения представляются по форме, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2016 № 2867-р.
Наряду с вышеизложенным, п. 12, ч.1, ст. 16 Федерального закона гласит о том, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае непредставления сведений, предусмотренных статьей 20.2 настоящего Федерального закона.
В тоже время, новое требование Федерального закона влечет ряд трудностей при осуществлении контроля над соблюдением предусмотренных требований.
Гражданам будет сложно предоставить информацию за последние три года о посещенных сайтах, т.к. в наше время они легко как открывают, так и забрасывают учетные записи в социальных сетях, и вполне можно забыть, где и что было размещено пару лет назад. А за факт несообщения информации можно получить отказ в приеме на гражданскую службу.
В случае, если гражданин предпочтет не сообщать о своих учетных записях и публикациях, каким образом доказать, что они принадлежат именно ему, каким образом проводить проверку уполномоченным гражданским служащим (ч.3 ст. 20.2 Федерального закона) по предоставленным сведениям.
Какие меры предпринимать в случае неполного предоставления сведений и как это доказывать?
Также данная норма не предусматривает требование от госслужащих и претендентов на такие должности сообщать обо всех своих публикациях и выступлениях в традиционных СМИ (телевидение, радио, книги, газеты и журналы).
Несмотря на трудности исполнения новых требований законодательства, полагаю, что данная норма введена своевременно и в ближайшее время законодателем будут даны разъяснения, разработаны методические рекомендации по данному направлению деятельности.
Наряду с этим считаю, мониторинг сетей чиновников их руководителями поможет борьбе с коррупцией, учитывая мировую практику, так Конвенцией ООН по противодействию коррупции предусмотрено представление декларации о внеслужебной деятельности должностными лицами, в случае если она может спровоцировать конфликт интересов.
Таким образом, доступ представителя нанимателя к информации в интернете позволит не только принять окончательное решение о приеме гражданина на должность государственного или муниципального служащего, но и минимизирует коррупционные риски и обеспечит соблюдение правил профессиональной этики.
О.В. АРИСТАВА Начальник отдела по обеспечению деятельности Управления
Вестник рязанской юстиции № 20