Криминалистическая экспертиза видеозаписей
Бурное развитие электроники и цифровой техники привело в начале XXI века к повсеместному распространению устройств видеозаписи, а следовательно и к росту количества отснятого видеоматериала, связанного с различными происшествиями, правонарушениями и преступлениями. Согласно действующему законодательству видео- и звукозаписи могут быть признаны одним из видов доказательств в судах.
Поэтому в связи с растущей потребностью проведения экспертиз по обстоятельствам, зафиксированных на видеограммах, в 2004 году в системе СЭУ Минюста России возникла новая специальность «Исследование видеоизображений, условий, средств, материалов и следов видеозаписей». В ФБУ Рязанская ЛСЭ Минюста России экспертиза видеозаписей проводится с 2015 года.
Экспертиза видеозаписей производится либо единолично экспертом-видеотехником, либо комплексно: чаще всего по делам, связанным с обстоятельствами ДТП – с экспертом-автотехником.
Объект экспертизы видеозаписей рассматривается в качестве сложной системы, элементами которой являются:
— материальный носитель информации о факте (CD или DVD-диск, флэш-карта и др.);
— источник информации о факте (видеограмма или видеофонограмма);
— механизм передачи информации от источника к носителю, а также механизм их взаимодействия (т.е. устройство видеозаписи и/или технология его работы).
Типичные задачи криминалистической экспертизы видеозаписей (КЭВ)
По делам, связанным с угоном/розыском автомобилей:
— установление государственных регистрационных знаков транспортных средств (при условии пригодности их изображений для решения этой задачи);
По делам о проявлении коррупции:
— установление признаков предмета по его изображениям на видеограммах;
— установление признаков внешности человека по его изображениям на видеограммах;
Установление обстоятельств дорожно-транспортных происшествий:
длительности событий происшествия;
расположения участников движения на месте происшествия в указанное время относительно заданных пространственных ориентиров;
скорости движения участников событий и характера её изменения;
— режима работы и фактического состояния внешних световых приборов транспортных средств и светофорных объектов в заданные моменты времени.
По всем видам дел:
— определение геометрических характеристик объектов;
— установление условий и обстоятельств фиксации изображений;
— установление последовательности событий, зафиксированных на видеограммах;
— определение марки и модели устройства видеозаписи;
— реконструкция событий (обстоятельства взаимодействия объектов), в том числе установление последовательности действий их участников по их изображениям на видеограммах;
— техническое улучшение изображений объектов, зафиксированных на видеограммах;
— извлечение отдельных изображений на исследуемых видеограммах в определенный момент времени;
— установление наличия/отсутствия признаков монтажа видеограмм, а также других изменений, внесённых в процессе записи видеограммы и/или после её окончания.
Таким образом, в настоящее время имеется целый комплекс методов и средств, использование которых позволяет установить факты и обстоятельства фиксации видеоизображений вразличных следственных ситуациях в целях идентификации и диагностики.
Вестник рязанской юстиции № 18