Оспаривание привлечения к ответственности по ст 8.7 КоАП РФ
Тема необоснованного привлечения к ответственности по ст 8.7 КоАП РФ весьма актуальна для владельцев небольших сельскохозяйственных участков. При этом тягаться с Сельхознадзором обычному фермеру бывает весьма сложно. И это даже несмотря на то, что предписания и постановления Сельхознадзора часто написаны «под копирку» без учета индивидуальных особенностей земли.
Несколько советов как победить беспредел Сельхознадзора.
Вначале теория: из смысла ст. 8.7. КоАП РФ объективная сторона данного правонарушения представляет собой невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В качестве доказательств проверяющие органы часто голословно указывают на то, что на всей площади участка не производится пахота земель, не осуществляется сенокос, не вносятся удобрения.
Но ведь все участки разные. И если одни мероприятия для одного нормально, то для другого может быть губительно. Между тем частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ установлена ответственность за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
И поскольку земельные участки отличаются своей неоднородностью буквально по все показателям – природно-климатическим, почвенным, порядку использования (пахотные земли, сенокос, пастбище, пасеки) и т.д., то нет и быть не может каких то единых требований и плана обязательных мероприятий по поддержанию плодородия.
Именно поэтому ст. 15 Федерального закона от 16.07.1998 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в редакции на 31 07 2020) план проведения мероприятий по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения должен составляться с учетом показателей, определенных по результатам проведения почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения. И этот план должен бесплатно предоставляться владельцу участка.
Кроме того, с учетом требований ст. 22. федерального закона от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами» применение пестицидов и агрохимикатов возможно только с учетом фитосанитарной, санитарной и экологической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, результатов оценки качества земель, состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, определенного на основании проведенных почвенных, геоботанических и других обследований земель сельскохозяйственного назначения, а также с учетом рационов животных.
Показатели, по которым должны проводится обследования конкретизированы в п. 1.5 Порядка государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения, утв. Приказам Минсельхоза России от 04.05.2010 N 150. Всего данный пункт включает в себя более десятка показателей – название почвы, мощность гумусового горизонта, физические и химические показатели (содержание органических веществ, кислотность, щелочность), содержание подвижного фосфора и проч.
Сколько может быть неосвоенной площади сельскохозяйственного участка
Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» установлена площадь зарастания и/или закустаривания (более 50%), а также размеры площадей сельхозучастков, на которых отсутствуют признаки любой разрешенной сельскохозяйственной деятельности (25% для «обычных» сельскохозяйственных участков и 20% — для особо продуктивных угодий).
Возникает закономерный вопрос: а как определить степень зарастания? Нормативных актов по данному вопросу нет. Тут в помощь вам могут быть различные методики о порядке применения которых лукчше проконсультироваться со специалистами в области сельского хозяйства.
В этой статье только ссылочно, для поднятия интереса, укажем, что к примеру, согласно Методики определения численности сорняков, изложенного в учебном пособии «Методы учета структуры сорного компонента в агрофитоценозах» (сост.: И.В. Фетюхин, А.П. Авдеенко, С.С. Авдеенко, В.В. Черненко, Н.А. Рябцева. – Персиановский) подготовленном в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Донской государственный аграрный университет» под численностью, или плотностью (отдельных видов, их групп, всех сорняков или всех растений агрофитоценоза) понимают число особей (стеблей) растений, приходящееся на единицу площади (1 м2 ).
Численность (А) особей (стеблей) растений рассчитывают по формуле (1): А = а/S, где: а — число встреченных особей (стеблей) растений; S — общая учетная площадь, м2 . Численность сорняков определяют непосредственным подсчетом их стеблей на пробных площадках, выделяемых с помощью учетной рамки. Наиболее удобны рамки квадратной или прямоугольной формы при отношении ширины к длине от 1:1 до 1:3.
И если проверяющие определяли густоты сорняков только на глаз, то для оспаривания такого метода можно воспользоваться выводами из судебной практики.
Так, по аналогичному случаю в мотивировочной части Постановления Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2015 года по делу А23-5404/2014 было указано: «… администрацией не представлены пояснения, каким образом ею было определено процентное содержание сорных трав именно в размере 50 %. определение же такого размера визуально не может считаться надлежащим доказательством. Судом апелляционной инстанции также учитывается и тот факт, что нормативными положениями предусмотрено установление процентного соотношения применительно ко всей площади земельного участка, в то время как в настоящем случае вся площадь не проверялась».
Также проверяющие часто «не замечают», что на большей части осматриваемого ими участка производился выпас скота, расположены ульи, произрастают фруктовые деревья, а также иная культурная растительность и т.д. и т.п. Кроме того, исходя из положений статьи 77 ЗК РФ, на земельных участках сельскохозяйственного назначения могут находиться лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений.
Что представляет собой обработка земли
Сама обработка земли отнюдь не предусматривает едино лишь стандартные пахоту или сенокошение. Так, п. 78 ГОСТ 16265-89 Земледелие. Термины и определения указывает, что: «78. Обработка почвы Воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков».
Далее этот ГОСТ содержит более десятка видов и способов обработки почвы, включая к примеру, такие как:
«84. Минимальная обработка почвы Обработка почвы, обеспечивающая уменьшение энергетических, трудовых или иных затрат путем уменьшения числа, глубины и площади обработки, совмещения операций
133. Качество обработки почвы — Совокупность показателей, характеризующих соответствие состояния почвы после ее обработки агротехническим требованиям
146. Посадка Размещение по площади пашни рассады, сеянцев, саженцев и органов вегетативного размножения растений на установленную глубину с учетом обеспечения растениям оптимальной площади питания» и другие.
И пусть проверяющие из сельхознадзора и местной администрации доказывают в суде, почему данные термины неприменимы к имеющимся на участке культурным – фруктовым, ягодным, садовым, медоносным, занесенным в Красную книгу и прочим растениям.
Помните, что согласно 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Очень хорошо, если в подтверждение своих слов вы представите фото и видеоматериалы с такими насаждениями, а также перечень производимых на вашем участке работ и применяемых способов обработки земли. Это необходимо постольку, поскольку статьями 24.1, 26.1, КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Действующая судебная практика в части рассмотрения дел об административных правонарушениях также исходит из того, что при рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо учитывать все обстоятельства, том числе и заявленные лицом, привлекаемым к ответственности (в частности аналогичная правовая позиция содержится в мотивировочной части Постановлений Верховного Суда РФ № 18-АД19-64 от 8 ноября 2019 года, № 43-АД20-2 от 9 июля 2020 года).
И пусть приведенные примеры напрямую не относятся к привлечению к ответственности по ст. 8.7. КоАП РФ, но они дают представление о том что Верховный Суд РФ считает надлежащими доказательствами и обстоятельствами дела. Поэтому приведенные вами доказательства автоматически поставят под сомнение «типовые» выводы «типовых» актов и протоколов проверяющих из местных администраций и Сельхознадзора. И удачи вам.
Материал подготовлен на основе судебной практики Хлопковой Елены Александровна – магистра права, специализирующейся на земельных отношениях, в том числе на вопросах, связанных ведением крестьянского (фермерского) хозяйства, а также отношениях, вытекающих из контроля и надзора за использованием земель сельскохозяйственного назначения.
Если вам необходимо оспорить штраф или предписание Сельхознадзора или местной администрации по земле, то:
телефон в Рязани +7 (916) 229-54-60
дополнительный общий +7(903) 839-22-80
Обращаем ваше внимание на то, что в одной статье невозможно привести все нюансы доказывания своей правоты в деле по привлечению к ответственности по ст. 8.7. КоАП РФ. Мы привели только «рамочные» советы, без нюансов применительно к отдельным случаям.
Но «если что» при возникновении споров по поводу нецелевого использования или неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в Рязанской области вы можете обратиться к нам.
Дополнительно приводим в помощь вам
Нормативы по использованию и обработке сельскохозяйственных земель:
Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. №1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» ГОСТ 16265-89 ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Термины и определения ГОСТ 27593-88 ПОЧВЫ Термины и определения ГОСТ 20432-83 УДОБРЕНИЯ Термины и определения ГОСТ 26640-85 ЗЕМЛИ Термины и определения
Также в помощь вам будет
Судебная практика по ст. 8.7. КоАП РФ
Постановление Верховного суда РФ от 22 мая 2017 г. N 77-АД17-3
Постановление Верховного суда РФ от 11 декабря 2019 года по делу № 10-АД19-4
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2015 года по делу № а23-5404/2014
Конечно, вышеприведенный список судебных решений далеко не полон, но он дает представление что и как надо доказывать при оспаривании постановлений Сельхознадзора о привлечении по 8.7. КоАП и предписаний об устранении нарушений в использовании сельскохозяйственных участков.