Оспаривание привлечения к ответственности по ст 8.7 КоАП РФ

Тема необоснованного привлечения к ответственности по ст 8.7 КоАП РФ весьма актуальна для владельцев небольших сельскохозяйственных участков. При этом тягаться с Сельхознадзором обычному фермеру бывает весьма сложно. И это даже несмотря на то, что предписания и постановления Сельхознадзора часто написаны «под копирку» без учета индивидуальных особенностей земли.

Несколько советов как победить беспредел Сельхознадзора.

Вначале теория: из смысла ст. 8.7. КоАП РФ объективная сторона данного правонарушения представляет собой невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.
В качестве доказательств проверяющие органы часто голословно указывают на то, что на всей площади участка не производится пахота земель, не осуществляется сенокос, не вносятся удобрения.
Или, например, в акте указаны нарушения на площади в 2 (3,4,5…. Гектар) и при этом приводится фототаблица из одного снимка, да еще сделанного с непонятного ракурса (были случаи, когда проверяющие снимали из положения лежа и в итоге обычная придорожная трава на снимке выглядела прямо как высокая растительность девственных прерий).
При этом часто из акта обследования и протокола об административном нарушении непонятно как высчитывалась освоенная и «неосвоенная» площади? Обычно «на глазок».

Сколько может быть неосвоенной площади сельскохозяйственного участка

Между тем Постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 № 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации» установлена площадь зарастания и/или закустаривания (более 50%), а также размеры площадей сельхозучастков, на которых отсутствуют признаки любой разрешенной сельскохозяйственной деятельности (25% для «обычных» сельскохозяйственных участков и 20% — для особо продуктивных угодий).
Также проверяющие часто «не замечают», что на большей части осматриваемого ими участка производился выпас скота, расположены ульи, произрастают фруктовые деревья, а также иная культурная растительность и т.д. и т.п.

Что представляет собой обработка земли

Сама обработка земли отнюдь не предусматривает едино лишь стандартные пахоту или сенокошение. Так, п. 78 ГОСТ 16265-89 Земледелие. Термины и определения указывает, что: «78. Обработка почвы Воздействие на почву рабочими органами машин и орудий с целью улучшения почвенных условий жизни сельскохозяйственных культур и уничтожения сорняков».
Далее этот ГОСТ содержит более десятка видов и способов обработки почвы, включая к примеру, такие как:
«84. Минимальная обработка почвы Обработка почвы, обеспечивающая уменьшение энергетических, трудовых или иных затрат путем уменьшения числа, глубины и площади обработки, совмещения операций
133. Качество обработки почвы — Совокупность показателей, характеризующих соответствие состояния почвы после ее обработки агротехническим требованиям
146. Посадка Размещение по площади пашни рассады, сеянцев, саженцев и органов вегетативного размножения растений на установленную глубину с учетом обеспечения растениям оптимальной площади питания» и другие.
И пусть проверяющие из сельхознадзора и местной администрации доказывают в суде, почему данные термины неприменимы к имеющимся на участке культурным – фруктовым, ягодным, садовым, медоносным, занесенным в Красную книгу и прочим растениям.
Помните, что согласно 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых устанавливаются наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Очень хорошо, если в подтверждение своих слов вы представите фото и видеоматериалы с такими насаждениями, а также перечень производимых на вашем участке работ и применяемых способов обработки земли. Это необходимо постольку, поскольку статьями 24.1, 26.1, КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, а в соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Действующая судебная практика в части рассмотрения дел об административных правонарушениях также исходит из того, что при рассмотрении дела об административном правонарушении необходимо учитывать все обстоятельства, том числе и заявленные лицом, привлекаемым к ответственности (в частности аналогичная правовая позиция содержится в мотивировочной части Постановлений Верховного Суда РФ № 18-АД19-64 от 8 ноября 2019 года, № 43-АД20-2 от 9 июля 2020 года) И пусть приведенные примеры напрямую не относятся к привлечению к ответственности по ст. 8.7. КоАП РФ, но они дают представление о том что Верховный Суд РФ считает надлежащими доказательствами и обстоятельствами дела. Поэтому приведенные вами доказательства автоматически поставят под сомнение «типовые» выводы «типовых» актов и протоколов проверяющих из местных администраций и Сельхознадзора. И удачи вам.

8.7. КоАП  Беспредел Сельхознадзора

Материал подготовлен на основе судебной практики Хлопковой Елены Александровна – магистра права, специализирующейся на земельных отношениях, в том числе на вопросах, связанных ведением крестьянского (фермерского) хозяйства, а также отношениях, вытекающих из контроля и надзора за использованием земель сельскохозяйственного назначения.

Если вам необходимо оспорить штраф или предписание Сельхознадзора или местной администрации по земле, то:

телефон в Рязани +7 (916) 229-54-60
дополнительный общий +7(903) 839-22-80

Обращаем ваше внимание на то, что в одной статье невозможно привести все нюансы доказывания своей правоты в деле по привлечению к ответственности по ст. 8.7. КоАП РФ. Мы привели только «рамочные» советы, без нюансов применительно к отдельным случаям.
Но «если что» при возникновении споров по поводу нецелевого использования или неиспользования земель сельскохозяйственного назначения в Рязанской области вы можете обратиться к нам.

Дополнительно приводим в помощь вам

Нормативы по использованию и обработке сельскохозяйственных земель:

Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1482 «О признаках неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации
Постановление Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. №1509 «Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения»
Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» ГОСТ 16265-89 ЗЕМЛЕДЕЛИЕ Термины и определения ГОСТ 27593-88 ПОЧВЫ Термины и определения ГОСТ 20432-83 УДОБРЕНИЯ Термины и определения ГОСТ 26640-85 ЗЕМЛИ Термины и определения

Также в помощь вам будет

Судебная практика по ст. 8.7. КоАП РФ

Постановление Верховного суда РФ от 22 мая 2017 г. N 77-АД17-3
Постановление Верховного суда РФ от 11 декабря 2019 года по делу № 10-АД19-4
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 мая 2015 года по делу № а23-5404/2014
Конечно, вышеприведенный список судебных решений далеко не полон, но он дает представление что и как надо доказывать при оспаривании постановлений Сельхознадзора о привлечении по 8.7. КоАП и предписаний об устранении нарушений в использовании сельскохозяйственных участков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре + три =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.