Некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, понятие и обязанности

В соответствии с Федеральными законами № 7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» и  № 121-ФЗ от 20.07.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» в российское законодательство о некоммерческих организациях введено новое понятие –  «некоммерческая организация, выполняющая функции иностранного агента». Данные положения внесены  с целью обеспечения публичности деятельности данных некоммерческих организаций и надлежащего контроля за их деятельностью.

Так кто же это такие «иностранные агенты»?

Для того чтобы некоммерческую организацию можно было признать иностранным агентом ей необходимо соответствовать одновременно следующим признакам:

  1. Прежде всего, это должна быть российская организация;
  2. Данная российская организация получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ). Законодатель все указанные источники называет одним термином – «иностранные источники»;
  3. Организация участвует, в т.ч. в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

Некоммерческая организация, за исключением политической партии, признается участвующей в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, если независимо от целей и задач, указанных в ее учредительных документах, она осуществляет деятельность в сфере государственного строительства, защиты основ конституционного строя Российской Федерации, федеративного устройства Российской Федерации, защиты суверенитета и обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, обеспечения законности, правопорядка, государственной и общественной безопасности, обороны страны, внешней политики, социально-экономического и национального развития Российской Федерации, развития политической системы, деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, законодательного регулирования прав и свобод человека и гражданина в целях оказания влияния на выработку и реализацию государственной политики, формирование государственных органов, органов местного самоуправления, на их решения и действия.

Указанная деятельность осуществляется в следующих формах:

  • Участие в организации и проведении публичных мероприятий в форме собраний, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований либо в различных сочетаниях этих форм, организации и проведении публичных дебатов, дискуссий, выступлений;
  • Участие в деятельности, направленной на получение определенного результата на выборах, референдуме, в наблюдении за проведением выборов, референдума, формировании избирательных комиссий, комиссий референдума, в деятельности политических партий;
  • Публичные обращения к государственным органам, органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также иные действия, оказывающие влияние на деятельность этих органов, в том числе направленные на принятие, изменение, отмену законов или иных нормативных правовых актов;
  • Распространение, в том числе с использованием современных информационных технологий, мнений о принимаемых государственными органами решениях и проводимой ими политике;
  • Формирование общественно-политических взглядов и убеждений, в том числе путем проведения опросов общественного мнения и обнародования их результатов или проведения иных социологических исследований;
  • Вовлечение граждан, в том числе несовершеннолетних, в указанную деятельность;
  • Финансирование указанной деятельности.

К политической деятельности не относится деятельность в области науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, социальной поддержки и защиты граждан, защиты материнства и детства, социальной поддержки инвалидов, пропаганды здорового образа жизни, физической культуры и спорта, защиты растительного и животного мира, благотворительная деятельность, а также деятельность в области содействия благотворительности и добровольчества.

Для единого учета и накопления сведений об «иностранных агентах» Министерство юстиции Российской Федерации ведет реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

В случае если некоммерческая организация планирует осуществлять деятельность в качестве «иностранного агента», то ей необходимо до начала осуществления такой деятельности представить в Минюст России соответствующее заявление для того, чтобы сведения о ней были внесены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В противном случае деятельность «иностранного агента» без внесения соответствующих сведений в реестр влечет неблагоприятные последствия для некоммерческой организации в виде административной ответственности, приостановления деятельности данной организации на  срок не более 6 месяцев, а также уголовную ответственность за злостное уклонение от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения в вышеуказанный реестр.

Ответственность НКО, выполняющих функции иностранного агента

Закон № 121-ФЗ от 20.07.2012 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента» предусмотрел отдельную статью, определяющую уголовную ответственность за злостное уклонение НКО -иностранных агентов от исполнения обязанностей по представлению документов, необходимых для включения организации в реестр: данное деяние наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок (ст. 330.1 УК РФ).
Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. № 192-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства, регулирующего деятельность НКО, выполняющих функции иностранного агента. Так, за непредставление такими НКО необходимой информации в соответствующий государственный орган предусмотрен штраф: для должностных лиц – от 10 тыс. руб. до 30 тыс. руб., для юридических лиц – от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб. (ст.19.7.5-2 КоАП РФ)
В случае если НКО – иностранный агент не состоит в специальном реестре таких организаций, штраф для должностных лиц составит от 100 тыс. руб. до 300 тыс. руб., для юридических лиц – от 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб. (п.1, п.2 ст.19.34 КоАП РФ)
Такие же штрафы предусмотрены в случае, когда указанные НКО размещают в СМИ или Интернете информацию без упоминания о том, что она исходит от иностранного агента.
Наконец, если НКО – иностранный агент продолжает работать, несмотря на решение о приостановлении ее деятельности, организаторов работы могут оштрафовать на сумму от 30 тыс. руб. до 50 тыс. руб., а участников такого НКО – от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.(ст. 20.28 КоАП РФ)
Если говорить об основных обязанностях «иностранных агентов», то они значительно отличаются от обязанностей тех организаций, которые не являются таковыми.
Некоммерческая организация вправе издавать материалы и распространять их через средства массовой информации или с использованием сети «Интернет». Однако для «иностранных агентов» существует обязанность делать указание на то что, данный материал издан (распространен) именно «иностранным агентом».
Также «иностранных агентов» не миновала обязанность по представлению в Минюст России отчетности. Отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов представляется «иностранными агентами» 2 раза в год, в то время как обычные некоммерческие организации исполняют данную обязанность 1 раз в год. Отчет о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, о фактическом расходовании и использовании денежных средств и иного имущества представляется ежеквартально, что в 4 раза чаще, чем некоммерческие организации, не имеющие статуса «иностранный агент». Кроме того, бухгалтерская (финансовая) отчетность «иностранного агента» подлежит обязательному аудиту, результаты которого (аудиторское заключение) также представляются в Минюст России. Наряду с этими обязанностями «иностранный агент» обязан размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или представлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности – раз в полгода.
В настоящий момент на территории Рязанской области действуют две некоммерческие организации, которые внесены в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В отношении одного из них составлен протокол об административном нарушении за осуществление деятельности в качестве иностранного агента, без внесения сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Судом вынесено постановление о взыскании штрафа в размере 150 тыс. рублей.
Таким образом, при наличии у некоммерческой организации признаков «иностранного агента» следует незамедлительно представить в Минюст России соответствующие документы для внесения сведений о ней в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, а также ответственно подходить к исполнению, установленных законодательством обязанностей.

Н.С. Пивоварова – начальник отдела по делам некоммерческих организаций Минюста России по Рязанской области

Вестник Рязанской юстиции № 19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

2 + 10 =