Государственная регистрация уставов муниципальных образований, основные проблемы и пути их решения

Государственная регистрация уставов муниципальных образованийОдним из направлений деятельности  Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области (далее – Управление) является государственная регистрация Уставов муниципальных образований Рязанской области, а также регистрация муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в Уставы муниципальных образований Рязанской области. Эта функция возложена на отдел по вопросам нормативных правовых актов субъекта РФ и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Управления.

Подготовка документов для государственной регистрации требует специальных юридических знаний. Специалист, которому поручена разработка проекта Устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования, должен изучить последние изменения действующего федерального и регионального законодательства в рассматриваемой сфере. К сожалению, юристов во многих муниципальных образованиях (в особенности в сельских поселениях) нет, а региональные и федеральные законы динамично изменяются; поэтому документы, предоставляемые для регистрации не всегда соответствуют требованиям действующего законодательства.

Эти обстоятельства приводят к отказам в государственной регистрации Уставов муниципальных образований Рязанской области, а также регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в Уставы муниципальных образований Рязанской области. Следует отметить, что в соответствии с частью 8 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» принятие регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации устава муниципального образования не является препятствием для повторного представления устава для государственной регистрации после устранения нарушений, указанных в заключении об отказе.

По сложившейся практике, ввиду вышеизложенного, существуют механизмы, благодаря которым качество документов, предоставляемых главами муниципальных образований, можно улучшить.

Во-первых, своевременное реагирование на отказ в государственной регистрации устава муниципального образования. Управление не раз сталкивалось с такими случаями: заключение об отказе направлено в адрес главы муниципального образования или вручено непосредственно, нормы, которые не соответствуют закону, прописаны и нарушения разъяснены, однако проходят месяцы, а документы после отказа на государственную регистрацию не поступают. Законодатель не определил срок, в течение которого необходимо подавать документы на регистрацию вновь, в связи с чем у глав муниципальных образований нет обязанности отреагировать скорее. Время идет, законодательная база вновь меняется и документы, даже с устраненными нарушениями, могут быть вновь не зарегистрированы.

Таким образом, Управление рекомендует работать с заключением об отказе в государственной регистрации Устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования как можно скорее, не затягивая процесс исправления на долгие месяцы.

Во-вторых, направление на экспертизу в Управление проекта Устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в Устав муниципального образования. На этом этапе у органов местной власти есть возможность отправить на проверку в Управление, подготовленный документ, на предмет соответствия действующему законодательству и получить разъяснения по интересующим вопросам в ходе рассмотрения проекта. Тем самым повышается качество документов, которые впоследствии будут представлены на регистрацию в Управление.

Тесная совместная работа Управления и органов местного самоуправления Рязанской области, а также оказываемая методическая помощь  – залог хорошего качества документов, предоставляемых на государственную регистрацию.

А.В. ОЗОЛЬ Главный специалист-эксперт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта РФ и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований Минюста России по Рязанской области

Вестник Рязанской юстиции № 19

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать − 7 =