Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», как мера государственного воздействия на социально-экономические процессы.

Проведение  эффективной  бюджетной  политики  является  приоритетным  направлением  финансовой  деятельности  публично-правового  образования.  В  связи  с  этим  при  регулировании  бюджетных  отношений  необходимо  создавать  условия  и  использовать  механизмы,  способствующие  повышению  эффективности  в  процессе  управления  бюджетными  средствами,  усилению  ответственности  участников  бюджетного  процесса  при  осуществлении  операций  по  расходованию  выделяемых  средств  из  бюджетов.

Усиленное  внимание  к  вопросам  развития  финансово-правовых  механизмов  управления  государственными  финансами  обусловлено  усложняющимися  социально-экономическими  отношениями,  преобразованиями  в  бюджетной  сфере,  а  также  негативным  влиянием  мирового  финансового  кризиса,  вызвавшим  острую  потребность  экономии  бюджетных  средств.

Наряду  с  необходимостью  экономии необходимо  отметить  возросшую  значимость  эффективного  расходования  бюджетных  средств,  достижения  тех  целей,  которые  государственный  или  муниципальный  заказчик  ставил  перед  собой,  осуществляя  закупку.  Ведь,  как  показала  практика,  зачастую  потребности  заказчика  невозможно  удовлетворить,  не  осуществляя  достаточно  объемных  затрат:  например,  если речь  идет  о  поставке  и  пуско-наладке  наисовременнейшего  оборудования,  об  услугах  «узких»  специалистов,  о  реконструкции  сложных  объектов,  представляющих  историческую  и  культурную  ценность.  При  закупке  некоторых  видов  товаров,  работ, услуг,  приоритетом  выступает  не  цена  сама  по  себе,  а  именно  необходимость  осуществить  запланированное  при  стопроцентном  соблюдении  всех  требований  к  качеству.

В  качестве  одного  из  инструментов  государственного  воздействия  на  социально-экономические  процессы  можно  рассматривать  Контрактную  систему,  основополагающим  документом  которой  стал  Федеральный  закон  от  05.04.2013  №  44-ФЗ  «О  контрактной  системе  в  сфере  закупок  товаров,  работ,  услуг  для  обеспечения  государственных  и  муниципальных  нужд»,  явившимся  следующей  ступенью  реформирования  системы  государственного  заказа  в  Российской  Федерации.

Главными причинами введения данного закона стали: возросший  уровень коррупции в сфере государственных закупок, развитие российского предпринимательского сектора. Государственные и муниципальные закупки на сегодняшний день являются приоритетной сферой, в которой необходимо эффективное правовое регулирование, их проведение требует  от  заказчика  полноты  и  четкости  планирования,  тщательной  обоснованности  расходов  и  строгой  отчетности.

С 01.01.2016 г. Федеральным казначейством в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.01.2015 № 36 осуществлён ввод в эксплуатацию единой информационной системы в сфере закупок (далее по тексту – ЕИС). ЕИС содержит гораздо большие объёмы информации в сфере закупок, виды которой предусмотрены ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Соответственно, возрастают объёмы работы у различных специалистов в сфере закупок по размещению указанной структурированной информации и риски привлечения к административной ответственности за неразмещение (нарушение сроков размещения) данной информации.

Среди положительных моментов ЕИС для работников контрактных служб, контрактных управляющих можно отметить возможность использования заказчиками при применении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информации, полученной в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в ЕИС. То есть, работникам контрактных служб, контрактным управляющим можно не направлять запросы о предоставлении ценовой информации в адрес потенциальных поставщиков, а размещать такие запросы непосредственно на официальном сайте ЕИС  zakupki.gov.ru

Также следует отметить, что, несмотря на ввод в эксплуатацию ЕИС с 01.01.2016 г., Федеральному казначейству предписывается обеспечить участникам закупок возможность подачи через ЕИС заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и окончательных предложений не позднее 01.01.2017 г. Таким образом, участники закупок смогут воспользоваться своим правом на подачу заявок для участия в конкурентных процедурах закупок в форме электронных документов через ЕИС, предусмотренным частью 1 статьи 5 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе, только после доработки в течение 2016 года функционала ЕИС в этой части. С 01.01.2016 года и до внесения соответствующих изменений в функционал единой информационной системы в сфере закупок такая возможность у участников закупок по-прежнему отсутствует.

Федеральным законом от 29.12.2015 года № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» продлевается на 2016 год действие антикризисных мер, в соответствии с которыми допускается предоставление заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) отсрочки уплаты неустоек и (или) осуществление списания начисленных сумм неустоек, а также изменение по соглашению сторон срока исполнения контракта и (или) цены контракта (ч. 6.1 ст. 34, ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Закон № 44‑ФЗ можно назвать многогранным. И это не случайно. Данный документ регулирует одну из важнейших сфер правоотношений  – область государственных и муниципальных закупок. Он установил единый порядок в сфере закупок на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, позволил существенно повысить качество обеспечения государственных и муниципальных нужд за счет реализации системного подхода к формированию, размещению и исполнению государственных и муниципальных контрактов.

При этом Закон о контрактной системе обеспечивает прозрачность всего цикла закупок от планирования до приемки и анализа контрактных результатов. Он регулирует отношения, связанные с прогнозированием и планированием обеспечения государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах, осуществлением закупок товаров, работ, услуг для заказчиков, мониторингом, контролем, аудитом за соблюдением требований, предусмотренных данным законом. Это  позволит существенно  оптимизировать  закупочную  деятельность  бюджетных  учреждений  и  будет  способствовать  повышению  результативности  и  эффективности  закупок.

И.Р. ФЕДОРОВА – ведущий специалист-эксперт- заместитель главного бухгалтера

Управления  Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области

Вестник рязанской юстиции № 17

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 + 18 =