Составление ликвидационного баланса. Регистрация ликвидации юридического лица.

Вот мы и подошли к окончанию одного из самых увлекательных процессов из практики современного российского корпоративного права, а именно: к окончанию ликвидации, составлению ликвидационного баланса и государственной регистрации ликвидации юридического лица.

Составление ликвидационного баланса.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия должна начать составление ликвидационного баланса, который утверждается участниками юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Это необходимо помнить, ибо в практике были случаи, когда ликвидационный баланс утверждался ликвидатором, что впоследствии служило основанием для отказа в государственной регистрации ликвидации. Суды в таких случаях однозначно встают на сторону регистраторов.
Также как и для промежуточного ликвидационного баланса, в действующей правовой базе отсутствуют нормы, регулирующие детальное содержание ликвидационного баланса.
Вместе с тем анализ положений ст. 63 ГК РФ показывает, что в ликвидационном балансе должны быть отражены сведения о составе оставшегося после удовлетворения требований кредиторов имущества, об удовлетворенных и о неудовлетворенных требованиях кредиторов, об имуществе компании, списанном на убытки вследствие невозможности его взыскания, и, также, сведения обо всей задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами, если таковая имеется.
В случае наличия задолженности общество подлежит ликвидации только в соответствии с положениями статьи п. 4 ст. 61 и ст. 65 Гражданского кодекса РФ, то есть через процедуру банкротства. Даже если у ликвидируемого общества и нет средств на финансирование «банкротных» процедур, все равно, оно обязано, подать соответствующее заявление о банкротстве в арбитражный суд, поскольку именно так и только так можно ликвидировать ваше общество с задолженностью. В противном случае членам ликвидационной комиссии может грозить субсидиарная ответственность по обязательствам ликвидируемого предприятия, а к самой фирме уже не будут применяться упрощенные процедуры банкротства. Если кто интересуется данным аспектом подробнее, то настоятельно рекомендуем посмотреть Постановление Пленума ВАС от 20 12 2006 «О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц», а также установления п.3 ст. 9 и главы XI закона о несостоятельности (банкротстве).
Впрочем, банкротство – это уже тема отдельного разговора и к порядку составления ликвидационного баланса и регистрации ликвидации отношение имеет лишь постольку поскольку.
В общем, к составлению ликвидационного баланса необходимо подходить очень тщательно, потому как налоговые органы, неправильность (по их мнению) составления ликвидационных балансов часто используют в виде основания для отказа государственной регистрации ликвидации юридического лица.
Мы намеренно не приводим ссылки на конкретные судебные решения по вопросам обжалования отказов в регистрации ликвидации, ибо судебная практика по таким отказам достаточно многообразна, а иногда и просто противоречива. И прочтение одного или двух постановлений арбитражных судов никоим образом не расширит ваш кругозор по данной тематике, а напротив, может создать иллюзию знания. Что само по себе уже есть нехорошо.
Для того чтобы более – менее прилично уяснить картину в области судебного применения норм законодательства о ликвидации, нужно перелопатить не один десяток судебных постановлений разных инстанций и округов. А еще лучше не заморачивать себе голову и обратиться с вопросам ликвидации вашего общества к людям, профессионально знающим, что такое ликвидация ООО.

Регистрация ликвидации юридического лица.

Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. По окончании ликвидации налоговая инспекция выдает свидетельство о ликвидации юридического лица.
Для проведения государственной регистрации ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются следующий комплект документов (ст. 21 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей):

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации по форме15016. Саму форму (вернее программу по ее заполнению) можно скачать с официального сайта ФНС в разделе «программные средства». Порядок заполнения формы регламентирован Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств»
  • ликвидационный баланс, утвержденный общим собранием участников (участником) общества (п. 5 ст. 63 ГК РФ).
  • документ об уплате государственной пошлины. на день написания статьи размер госпошлины составляет 800 рублей (20% от размера госпошлины за регистрацию юридического лица). Это при подаче заявления “вживую”. Если подаете заявление онлайн, то пошлину платить не надо.

Перед подачей заявления о ликвидации настоятельно рекомендуем посетить Пенсионный Фонд. Справку об отсутствии задолженностей там брать необязательно, поскольку гораздо быстрее сама налоговая свяжется с пенсионным Фондом в рамках межведомственного взаимодействия. Но вот проверить, все ли отчеты у вас сданы следует. А то часто бывает, что вроде ничего не должны, а вот какая-нибудь разновидность СЗВ не сдана.

Итак, если вы подали полный комплект предусмотренных документов, и у налоговой инспекции почему то не нашлось причин для отказа, то через пять рабочих дней вы сможете получить свидетельство о регистрации ликвидации вашей фирмы и, как говориться, начать жизнь с нового листа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

четыре × 3 =