Пятница, 18 апреля, 2025
ЖКХ

Ненадлежащее оказание коммунальных услуг. Как зафиксировать.

Чтобы установить было ли ненадлежащее оказание коммунальных услуг следует вначале определить перечень таких услуг. Поэтому вначале отметим, что минимальный перечень услуг по содержанию многоквартирного дома утвержден Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 и услуг меньше, чем указано в этом перечне управляющие компании оказывать не имеют права.

Более расширенно этот перечень услуг содержится в Правилах и нормах технической эксплуатации жилищного фонда МДК 2-03.2003, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. № 170, а также  ГОСТ Р 56192-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 октября 2014 № 1444-ст)

Что делать при ненадлежащем оказании коммунальных услуг по управлению многоквартирным домом

В соответствии с пунктами 6 и 7 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 собственник помещения, при обнаружении некачественного оказания услуг вправе обратиться в свою управляющую компанию с целью фиксации ненадлежащего оказания услуг и последующего уменьшения платы за содержание общего имущества.

Управляющая компания обязана в течение двух рабочих дней с даты получения заявления собственника направить ему извещение о дате получения заявления, его регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.

В соответствии с пунктами 6 и 7 Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 собственник помещения, при обнаружении некачественного оказания услуг вправе обратиться в свою управляющую компанию с целью фиксации некачественного оказания услуги по содержанию жилья.

Фиксация факта ненадлежащего оказания услуг ЖКХ.

Само ненадлежащее оказание коммунальных услуг  фиксируется актом, который  управляющая компания обязана составить в форме и порядке, которые установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» и в частности пунктами 109 – 110 (1) этих правил.

Акт проверки составляется в количестве экземпляров по числу заинтересованных лиц, участвующих в проверке, подписывается такими лицами (их представителями), 1 экземпляр акта передается потребителю (или его представителю), второй экземпляр остается у исполнителя, остальные экземпляры передаются заинтересованным лицам, участвующим в проверке.

Если житель не согласен с выводами акта, составленного управляющей компанией, то он вправе потребовать проведения повторной проверки или инициировать проведение экспертизы качества коммунальной услуги.

Важно: расходы на такую экспертизу несет управляющая компания или иной исполнитель коммунальной услуги (например – ресурсоснабжающая организация).

По окончании проверки в обязательном порядке составляется акт  о ненадлежащем предоставлении коммунальных услуг, на котором расписываются все заинтересованные стороны

В случае, если в ходе проверки возник спор относительно соответствия стандартам предоставляемой услуги, то стороны, участвующие в проверке и составлении акта должны определить время дополнительной проверки и (или) экспертизы.

При этом, если для проведения экспертизы необходимо будет отобрать какой –либо образец (например: элемент лопнувшей трубы или крана, или испортившегося от залива элемента мебели или отделки), то в акте обязательно указывается  какой образец отобран, его параметры, как и во что он упакован.

Расходы на эксперта несет исполнитель коммунальной услуги, но если по результатам экспертизы будет выяснено, что коммунальная услуга предоставлялась в надлежащем качестве, то расходы на экспертизу должен оплатить потребитель.

Если никто из сторон проверки не потребовал проведение экспертизы качества коммунальной услуги, но разногласия по поводу качества услуги остались, то проводится повторная проверка качества оказания  в которой помимо собственника помещения и представителя управляющей компании может участвовать представитель жилинспекции и представитель общества защиты прав потребителей.

Самостоятельная фиксация факта ненадлежащего содержания жилья

Помните, хотя правила 354 и 491 требуют наличия представителей управляющей компании при составлении акте, но в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» указано, что:

«22. При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.