Три наиболее частых заблуждения потребителей по возврату товара
Часто звонят (обращаются) с претензией, что вот купили товар, есть чек, но продавец не хочет делать возврат товара в 14 дней. И повлияйте на нерадивого продавца, ведь вернуть назад хотим в законные две недели.
Заблуждение 1: возврат товара в 14 дней.
Совсем нет. Статья 18 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю возвратить только некачественный непродовольственный товар. Причем не в четырнадцать дней, а в течение срока годности или гарантийного срока. А если таковой не установлен то в разумный срок но в пределах двух лет со дня покупки (статья 19 закона о потребителях).
А вот если товар надлежащего качества, то в соответствии со статьей 25 того же закона его можно только обменять на аналогичный товар иного фасона, размера, цвета, формы или габаритов.
При этом такой обмен возможен, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется кассовый (товарный) чек или иной документ, подтверждающий покупку.
Поэтому если продавец сам не захочет принять у вас купленное обратно, то по закону заставить его это сделать нельзя. Так что будьте осмотрительнее при покупках.
Следует также помнить, что правительством установлен перечень товаров, не подлежащих обмену. В этот перечень входят предметы личной гигиены, парфюмерия, исподнее, бытовая химия, лекарства (хотя тут возможны варианты, если вместо требуемого вам подсунули более дорогой аналог лекарства).
Но есть исключение из этого правила. Так, если приобрели товар дистанционным способом, через интернет или по каталогу, и, следовательно, не имели возможности осмотреть купленное, то в соответствии со статьей 26.1 закона «О защите прав потребителей» вы имеет право отказаться от покупки в одностороннем порядке в любое время до его получения или в течение семи дней после получения товара. И здесь как видите право на возврат товара в 14 дней не действует, а только в 7 дней.
Ну а если продавец не довел до вас информацию о порядке и сроках возврата товара в письменной форме в момент его доставки, то вы имеете право отказаться от покупки в течение трех месяцев с момента передачи товара.
Заблуждение 2: оказанную услугу тоже можно возвратить.
В отличие от товара работа или услуга предполагает определенное действий, которое (при услуге) даже нельзя потрогать ибо она не имеет материального результата.
Если статья 18 закона при продаже некачественного товара дает возможность потребителю или потребовать предоставления качественного продукта, или отремонтировать товар или просто право на возврат товара и возвращения уплаченных за него денег, то при некачественной работе или услуге статья 25 закона о защите прав потребителей не предполагает возможность сразу отказаться от принятия результата работы или услуги нельзя. Вначале надо потребовать от исполнителя добровольно исправить недостатки или уменьшить цену. А уж если исполнитель откажется исправить (на это ему дается 20 дней) или затянет с исправлением, или услуга (работа) имеет такие существенные недостатки, что нельзя пользоваться ее результатами, то тогда уже потребитель имеет право отказаться от принятия работы или услуги. Подробнее смотрите: некачественное оказание услуг
Заблуждение 3: если заказали товар в онлайн-магазине, то обязательно нужно покупать
Иногда представители онлайн-площадок после отказа потребителя принять и оплатить заказанный товар очень настойчиво требуют с потребителя – отказника, чтобы он оплатил товар, угрожая в противном случае затаскать по судам, передать дело коллекторам и вообще, доставить массу неприятностей. Реальны ли такие угрозы? Подробнее смотрите здесь: можно ли отказаться от посылки заказанной через интернет
Понятно дело, любому продавцу неприятно, когда покупка сорвалась, но вот реально покупатель в случае отказа оплатить купленное по интернету максимум обязан возместить продавцу транспортные расходы по доставке товара назад.
Ну а если продавец станет очень уж настойчиво требовать оплаты ненужного товара, то он вполне рискует стать субъектом такого преступления как принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (статья 179 Уголовного кодекса РФ), предполагающего для такого не в меру ретивого онлайн-коммерсанта минимальное наказание в виде штрафа до трехсот тысяч рублей, а максимально при отягчающих обстоятельства (например – применением насилия или в составе организованной группы) лишением свободы на срок до десяти лет.