Среда, 24 апреля, 2024
жилищное право

Право приобретательной давности

Помимо того, что право приобретательной давности предполагает вступление в собственность недвижимым имуществом через 15 лет ожидания, так еще необходимо чтобы первоначальный (титульный) собственник такого имущества не был известен приобретателю в момент начала пользования.

право приобретательной давностиНо как быть, если квартира изначально арендовалась у организации, которая благополучно ликвидировалась или, к примеру, когда человек добросовестно пользуется гаражом, готов платить за найм и даже выкупить его, но первоначальный собственник этого гаража куда то пропал. То есть по сути когда имущество является бесхозяйным.

Можно ли приобрести в собственность недвижимость используя право приобретательной давности, если первоначальный собственник был известен.

Раньше стать собственником на такое брошенное имущество было невозможно даже через 15 лет владения. А все потому что первоначальный собственник был известен лицу, претендующему на получение в собственность по давности владения. Но несмотря на то, что теперь этот пресловутый собственник никак себя не проявляет и к нему даже нельзя предъявить иск ввиду его фактического отсутствия.

В итоге неопределенность правового положения имущества как фактически брошенного имущества в свою очередь препятствует возвращению его в гражданский оборот, препятствуя в том числе ее надлежащему содержанию, безопасному состоянию, уплате налогов и т.п.

Теперь же Верховным Судом было разъяснено, что лица, добросовестно и открыто владеющие имуществом от которых прежний собственник фактически отказался могут подать в суд заявление об установлении факта добросовестного и открытого владения недвижимым имуществом.

Обоснование на право приобретательной давности.

По смыслу положений статей 218, 225, 234, 236 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений данных в пунктах 15,16, 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» в их взаимосвязи, приобретательная давность является законным основанием для возникновения права собственности на имущество у лица, которому это имущество не принадлежит, но которое, не являясь собственником, добросовестно, открыто и непрерывно владеет в течение длительного времени чужим имуществом как своим.

Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности и о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания.

Также к действиям, свидетельствующим об отказе собственника от права собственности, может быть отнесено в том числе устранение собственника от владения и пользования принадлежащим ему имуществом, непринятие мер по содержанию данного имущества.

При этом добросовестное заблуждение давностного владельца о наличии у него права собственности на данное имущество положениями ст. 234 ГК РФ не предусмотрено в качестве обязательного условия для возникновения права собственности в силу приобретательной давности.

Судебная практика на право приобретательной давности, если собственник бросил имущество.

Действующая судебная практика исходит из того, что формальное наличие титульного владельца и договора на пользование не препятствует началу течения срока приобретательной давности.

Например, в мотивировочной части определения Верховного Суда РФ от 20 марта 2018 г. по делу № 5-КГ18-3 указано, что: «Длительность такого открытого и непрерывного владения в совокупности с положениями об отказе от права собственности и о бесхозяйных вещах, а также о начале течения срока приобретательной давности с момента истечения срока давности для истребования вещи предполагают, что титульный собственник либо публичное образование, к которому имущество должно перейти в силу бесхозяйности либо выморочности имущества, не проявляли какого-либо интереса к этому имуществу, не заявляли о своих правах на него, фактически отказались от прав на него, устранились от владения имуществом и его содержания… Добросовестность предполагает, что вступление во владение не было противоправным, совершено внешне правомерными действиями».

Аналогичные выводы содержатся и в определении Верховного Суда РФ от 22 октября 2019 г. по делу № 4-КГ19-55, в котором указано, что: «наличие титульного собственника само по себе не исключает возможность приобретения права собственности другим лицом в силу приобретательной давности. Для приобретения права собственности в силу приобретательной давности не является обязательным, чтобы собственник, в отличие от положений статьи 236 Гражданского кодекса Российской Федерации, совершил активные действия, свидетельствующие об отказе от собственности или объявил об этом.

Достаточным является то, что титульный собственник в течение длительного времени устранился от владения вещью, не проявляет к ней интереса, не исполняет обязанностей по её содержанию, вследствие чего вещь является фактически брошенной собственником. Осведомлённость давностного владельца о наличии титульного собственника сама по себе не означает недобросовестности давностного владения».

Схожее мнение содержится также в определении Верховного Суда РФ от 18 июля 2017 г. по делу № 5-КГ17-76, определении Верховного Суда РФ от 20 декабря 2016 г. по делу № 127-КП6-12, постановлении Конституционного суда РФ № 48-П/2020 от 26 ноября 2020 года

Изложенной в вышеприведенных судебных решениях позицией на право приобретательной давности следует руководствоваться в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. № 25 г. «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»: «Подлежит применению обычай как зафиксированный в каком-либо документе (опубликованный в печати, изложенный в решении суда по конкретному делу, содержащему сходные обстоятельства, засвидетельствованный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации), так и существующий независимо от такой фиксации».

Так что удачи вам. Если возникнут сложности, то вам могут помочь наши юристы по недвижимости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

двенадцать − 8 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.