Вторник, 15 октября, 2024
статьи по защите прав потребителей

Некачественное оказание юридических услуг

В продолжение предыдущей темы раскроем такую более узкую тему как некачественное оказание юридических услуг, когда некая «юридическая фирма» обещает за «адекватное» вознаграждение добиться предоставления для своих клиентов дополнительных социальных льгот и/или выплат.
некачественное оказание юридических услугОднако по факту потребителю предоставляется набор типовых документов (исковых заявления, досудебных претензий и т.п.) причем на те социальные льготы, которые и так по факту уже предоставляются бесплатно и безо всякой дополнительной «юридической помощи»

Какие признаки указывают на некачественное оказание юридических услуг

Первичный анализ показывает, что в данном случае оказанная и оплаченная «юридическая» услуга имеет как минимум один из двух недостатков, позволяющих противодействовать таким «исполнителям»:

— услуга просто не имеет для заказчика никакой потребительской стоимости по причине наличия у него данной социальной льготы и без дополнительных «услуг» по получению такой льготы;
— услуга оказана с существенными недостатками, исключающими ее использование. Например – вместо «полноценного» судебного процесса или сопровождения в административных органах выдается «набор» типовых документов, да еще не вполне соответствующих ситуации.
И в том и в другом случаях также можно говорить о получении исполнителем – «юридической» фирмой неосновательного обогащения.

Конкретная классификация «юридической услуги» возможно после изучения конкретных договоров и результатов работы по ним.
Но в любом случае согласно п. 2 ст. 4 Закон РФ «О защите прав потребителей» при отсутствии в договоре условий о качестве услуги исполнитель обязан оказать потребителю услугу, соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых услуга такого рода обычно используется.

Доводы по возврату уплаченных гонораров за некачественно оказанную правовую услугу.

Существенный недостаток услуги.

Согласно абзацу 8 преамбулы Закона о защите прав потребителей, недостаток товара (работы, услуги) — несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Из абзаца 7 п. 1 ст. 29 Закона о защите прав потребителей, потребитель вправе отказаться от исполнения договора об оказании услуги, если им обнаружены существенные недостатки оказанной услуги.

Как разъяснено в подпункте «в» п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», под существенным недостатком понимается недостаток услуги, который не может быть устранен без несоразмерной затраты времени, а если такой срок соглашением сторон не определен, — время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом.

Таким образом, если заказчик при заключении договора исходил из последствия оказания юридических услуг в виде предоставления определенных, еще не получаемых заказчиком социальных льгот, то неоказание исполнителем услуг по получению заказчиком тех самых якобы не имеющихся у него льгот по сути означает отсутствие у заказчика реальных целей по юридической защите его прав и законных интересов и, следовательно, лишает оказанные юридические услуги потребительской ценности.

Неосновательное обогащение исполнителя.

Со стороны исполнителя в данном случае также имеет место получение материального результата без предоставления встречного эквивалентного исполнения, когда деньги за юридическую услугу от потребителя получены, а никаких новых социальных льгот и/или выплат у этих потребителей (они же заказчики) не появилось.
В случае наличия спора о наличии потребительской ценности необходимо оценивать обстоятельства и доказательства в их совокупности и взаимосвязи в пользу сохранения, а не аннулирования обязательства, а также и исходя из презумпции разумности и добросовестности участников гражданских правоотношений, закрепленной статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (Постановление Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.02.2011 N 13970/10).

Дополнительно отметим, что согласно разъяснениям, данным в п. 1 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 г. № 49 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении» закрепляют общий принцип, согласно которому при расторжении договора сторона не лишена права истребовать ранее исполненное, если другая сторона неосновательно обогатилась.

Возможные доводы против того, что договор оказан и акт о приеме услуг подписан.
Обращаясь за юридическими услугами в данную «юридическую» фирму потребители, не обладая юридическими познаниями, полагались на добросовестность исполнителя и на его квалификацию. Между тем исполнитель таких услуг не обеспечил фактически должной защиты интересов своих клиентов, проявил непрофессиональный подход в защите их прав, лишил их квалифицированной помощи, на какую потребители были вправе рассчитывать.

То есть услуги, оказанные потенциальному «получателю» льгот нельзя признать услугами надлежащего качества, учитывая то, что при их оказании «юридическая» фирма, выступая исполнителем по договору об оказании юридических услуг, заведомо должна была знать о том, что такие услуги не удовлетворяют требованиям истца при заключении договора, учитывая нормы действующего законодательства.

При этом (при наличии подписанного потребителем акта о приеме оказанных услуг) необходимо учитывать, что целью обращения потребителей за юридической помощью по предоставлению дополнительных социальных льгот послужила юридическая неграмотность потребителей и что подписание актов приема передачи услуг происходило до фактического получения потребителями результатов работы исполнителя по заказу клиента по нет оснований полагать что таким актом безусловно подтверждается выполнение исполнителем своих обязательств по договору.

Дополнительные выплаты обманутым потребителям

На что еще могут рассчитывать потребители помимо возврата средств за некачественную услуг (это не касается случая, когда иск подается в защиту неопределенного круга лиц, т.к. такой иск нематериальный).
Пеня за некачественную услугу
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
В силу положений ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей», в случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена — общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).
Штраф.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», данный штраф взыскивается в пользу потребителя независимо от того, заявлялось ли такое требование суду.
Моральный ущерб.
Согласно ст. 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
Согласно п. 45 Постановления Пленума Верховного № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Действия по возврату понесенных потребителями расходов на некачественно оказанные юридические услуги

1. Предъявление досудебной претензии.

Согласно положений ст. 31 Закона РФ № 2300-1 «О защите прав потребителей», требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

2. Суд и способы подачи иска в суд за оказанные правовые услуги ненадлежащего качества.

2.1. Самостоятельная подача иска в суд на неосновательно обогатившегося исполнителя ;
2.2. Подача жалобы в соответствующий орган по защите прав потребителей, который затем имеет право уже от своего имени но в интересах заявителя (о есть без нотариальной доверенности от имени заявителя и с подписанием иска не заявителем, а самим органом ЗПП) вчинить иск в суд
2.3. При наличии нескольких однотипных жалоб по данному вопросу орган ЗПП в соответствии со статьями 45, 46 закона о ЗПП имеет право вчинит к недобросовестному исполнителю иск о признании неправомерными действий по …. (например предоставлению правовых услуг о предоставлении и так уже имеющихся льгот и выплат).
Данное решение подлежит официальному размещению в СМИ и будет иметь преюдициальную (то есть обязательную) силу при рассмотрении аналогичных дел в других судебных процессах к тому же исполнителю по аналогичным вопросам.

То есть пострадавшим не нужно будет повторно доказывать нарушение их прав в виде навязывания недобросовестным исполнителем услуг на предоставление и так предоставляемых социальных льгот и выплат.
Наше общество сможет оказать помощь в разрешении такого вопроса как возврат денег за некачественно оказанную юридическую услугу.
Телефон в Рязани +7 903 839 22 80
Что нужно для работы:
1. Договор об оказании юридических услуг;
2. Документы, которые исполнитель подготовил по этим договорам (проекты заявлений, в том числе исковых, досудебных претензий и проч);
3. Финансовые документы об оплате «юридических» услуг (кассовые чеки, расписки и т.п.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

3 × 3 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.