Некачественное оказание услуг
Ранее мы уже писали об общих правилах предъявления претензий за некачественное оказание услуг
В данной статье мы поговорим о том, как доказать некачественное оказание услуг с учетом разъяснений Верховного суда и требований ГОСТ.
Так в пункте 32 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ № 2 (2020) разъяснено, что: «Отсутствие возможности использовать результат работ компании … свидетельствует о том, что работы им по договору выполнены с ненадлежащим качеством, в связи с чем он обязан возместить убытки ввиду некачественного оказания услуг по договору.
Поскольку общество не является профессионалом в данной области, о некачественном выполнении работ оно узнало только после вынесения вышеуказанных решения судом…».
Нельзя скачать, что данная позиция является новой. Скорее можно говорить о еще одном подтверждении Верховным Судом установки, что любые работы и оказанные услуги должным быть выполнены в точном соответствии с установленными стандартами (ГоСТами, СНиПами, СанПинами и проч.).
Например, в вышеприведенном пункте обзора речь шла о не соответствующих федеральному стандарту «Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)», работах по оценке кадастровой стоимости земельного участка. И поскольку такое нарушение исполнителем стандартов привело в дальнейшем к негативным последствиям для заказчика, то высшая судебная инстанция посчитала обоснованным требование заказчика о возврате с исполнителя уплаченного ему гонорара из за некачественного выполнения работ.
ГОСТ по оказанию услуг.
Существует и общие правила к качеству услуг, установленные ГОСТ Р 52113-2014 «Услуги населению. Номенклатура показателей качества услуг», который распространяются на услуги, представляемые юридическими лицами различных организационно-правовых форм, а также индивидуальными предпринимателями и может быть использован для оценки систем менеджмента качества в организациях, предоставляющих услуги населению.
То есть, если нет вообще никаких правил, регулирующих показатели качества той или иной услуги, то вполне можно использовать в качестве отправной точки этот ГОСТ.
В соответствии с п. 6.1 данного стандарта:
«Настоящий стандарт устанавливает следующую номенклатуру основных групп показателей качества по характеризуемым ими свойствам услуг (см. приложение А, таблица А.1):
— показатели назначения;
— показатели безопасности;
— показатели надежности;
— показатели профессионального уровня персонала».
Также при оценке уровня качества услуг необходимо учитывать также экономические показатели, характеризующие стоимость услуги, затраты на ее разработку и оказание (предоставление). При этом в зависимости от специфических особенностей услуг и условий их оказания некоторые группы показателей качества, приведенные в 6.1, могут отсутствовать (п. 6.3 ГОСТ).
Кроме этого, существуют более узкопрофильные стандарты по оказанию конкретных услуг – парикмахерских, строительных, медицинских и т.д. Из за их обилия в одной статье не представляется возможным привести их все.
Как доказать некачественное оказание услуг или выполнение работ.
Исходя из позиции Верховного суда можно сделать однозначный вывод, что одним из решающих критериев при оценке качества оказания услуг или выполнения работ будет является соответствие их установленным федеральным стандартам, правилам и нормативам.
А учитывая, что зачастую работы или услуги требуют наличия специальных навыков или квалификаций, которыми судьи не обладают априори, то при спорах о некачественном выполнении работ или оказании услуг решающим будет мнение эксперта по данному вопросу.
Так что прежде чем составлять заявление в суд на некачественное оказании услуг (некачественное выполнение работ) советуем вам предварительно озаботится поиском подходящего эксперта, могущего впоследствии дать соответствующее заключение о соответствии или несоответствии выполненной работы установленным требованиям.
Если испытываете затруднения с поиском нужного специалиста, то мы сможем оказать вам посильную помощь не только в поиске эксперта, но также и в правовом сопровождении вашего дела.