Пятница, 29 марта, 2024
Вестник Рязанской юстиции

Обзор типичных нарушений, выявляемых при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении в них изменений за первое полугодие 2019 года

Законодательство в сфере местного самоуправления динамично меняется, и органы местного самоуправления не успевают вовремя реагировать на изменения действующего законодательства, следствием чего являются факты несоответствия федеральному и региональному законодательству в документах, представляемых для государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований Рязанской области.

В первом полугодии 2019 года органами местного самоуправления допускались нарушения действующего законодательства, что привело к отказам в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, также имели место возвраты представленных на государственную регистрацию документов.

Далее на примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в муниципальных правовых актах о внесении изменений в уставы муниципальных образований и уставах, представляемых для регистрации.

Во-первых,  нарушение порядка принятия Решений о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, а именно, в нарушение требований, предусмотренных  частью 4 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», проект муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования публиковался менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования, и в нарушение требований, предусмотренных частью 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный правовой акт о внесении изменений в устав муниципального образования принимался большинством менее, чем в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Во-вторых, нарушение действующего законодательства при принятии Решений о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, например:

  1. Устав муниципального образования, в редакции Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования предусматривал, что глава муниципального образования не вправе участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Однако согласно части 9.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, осуществляющие полномочия на постоянной основе, не могут участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому, административному или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Таким образом, положения Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования противоречили части 9.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  1. Устав муниципального образования, в редакции Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования предусматривал, что осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

Однако, согласно пункту 2 части 7 статьи 40 Федерального закона
от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, участвовать в управлении коммерческой организацией или в управлении некоммерческой организацией (за исключением участия в управлении совета муниципальных образований субъекта Российской Федерации, иных объединений муниципальных образований, политической партией, профсоюзом, зарегистрированным в установленном порядке, участия в съезде (конференции) или общем собрании иной общественной организации, жилищного, жилищно-строительного, товарищества собственников недвижимости), кроме участия на безвозмездной основе в деятельности коллегиального органа организации на основании акта Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации; представления на безвозмездной основе интересов муниципального образования в органах управления и ревизионной комиссии организации, учредителем (акционером, участником) которой является муниципальное образование, в соответствии с муниципальными правовыми актами, определяющими порядок осуществления от имени муниципального образования полномочий учредителя организации или управления находящимися в муниципальной собственности акциями (долями участия в уставном капитале); иных случаев, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, положения Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования противоречили пункту 2 части 7 статьи 40 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  1. Устав муниципального образования, в редакции Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования предусматривал, что к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения относит регулирование тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей. Полномочия органов местного самоуправления поселений по регулированию тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично передаваться на основе соглашений между органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав которого входят указанные поселения.

Однако, согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» данные положения к полномочиям органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения не относятся.

Таким образом, положения Решения о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования противоречили части 1 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».

  1. Устав муниципального образования предусматривал, что изменение границ сельского поселения, не влекущее отнесения территорий отдельных входящих в его состав населенных пунктов соответственно к территории других поселений, осуществляется с учетом мнения населения, выраженного Советом депутатов сельского поселения.

Однако, в соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», изменение границ муниципальных образований, не влекущее отнесения территорий населенных пунктов к территориям других муниципальных образований, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих муниципальных образований. В случае, если изменение границ поселений или внутригородских районов влечет изменение границ муниципальных районов или городских округов с внутригородским делением, такое изменение границ осуществляется также с учетом мнения населения соответствующих муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением, выраженного представительными органами муниципальных районов и городских округов с внутригородским делением.

Таким образом, положения Устава муниципального образования противоречили части 4 статьи 12 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При подготовке документов органами местного самоуправления допускалось их неправильное формирование и оформление. Так, в уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имелись нарушения требований юридической техники и терминологии.

В нарушение требований, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.2005 № 97-ФЗ «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» документы (часть документов) были представлены в 2-х экземплярах или не в полном объеме. С 2017 года для регистрации муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований необходимо представлять решение о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в двух экземплярах, а остальные необходимые документы в одном экземпляре.

Кроме того, в муниципальном правовом акте о внесении изменений в устав муниципального образования имело место несоответствие нумерации его положений (абзацев, пунктов, частей, статей) положениям Устава муниципального образования.

В целях повышения качества документов, представляемых на государственную регистрацию уставов и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований, Управлением проводится предварительное согласование проектов вышеуказанных документов.

А.В. Озоль — главный специалист-эксперт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта РФ и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов  муниципальных образований Управления

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 12 =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.