Среда, 9 октября, 2024
теория

Юридическая сила ГОСтов

В соответствии с п. 3 ст. 4 Федерального закона «О техническом регулировании» от 27.12.2002 № 184-ФЗ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных статьями 5 (оборонная продукция, гостайна и использование атомной энергии) и 9.1 (принятие техрегламента, вводимого нормативным актом) данного федерального закона. Пункт. 8 данной статьи: «8 Принятые нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию технические регламенты подлежат государственной регистрации в установленном порядке»).

Пункт 3 статьи 7 (последний абзац) вышеназванного закона о техническом регулировании также указывает, что: «Не включенные в технические регламенты требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, правилам и формам оценки соответствия, правила идентификации, требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения не могут носить обязательный характер».

Приведем несколько примеров статуса ГОСТов.

Так, ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация»  по своей правовой природе является документом по стандартизации, порядок подготовки, принятия, действия и отмены которых регулируется положениями главы 3 федерального закона «О техническом регулировании» и в частности статьей 16.1, пункт 1 который устанавливает, что: «…в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента».

В соответствии с Приказом от 22 августа 2012 года № 251-ст Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации «Об утверждении национального стандарта» ГОСТ Р 54961-2012 утвержден для добровольного применения и отнюдь не имеет статуса обязательного к применению нормативного акта.

Или, например, Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации № 4451-ст от 18 декабря 2008 года «О введении в действие межгосударственного стандарта» устанавливает, что введенный данным приказом  ГОСТ 103-2006 «Прокат сортовой стальной горячекатаный полосовой. Сортамент» предназначен для добровольного применения, следовательно статус данного ГОСТа никак «не тянет» на статус имеющего юридическую силу нормативного акта.

Поэтому, если ваши оппоненты (чаще всего в этой роли выступают различные проверяющие инстанции) ссылаются на нарушение вами какого либо пункта многочисленных ГОСТов, в качестве доказательства законности своих действий посмотрите приказ о введении данного ГОСТа, в котором определен статус данного ГОСТа, как на документ, не являющийся нормативным актом, обязательным к применению всеми лицами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

20 − четырнадцать =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.