Обзор типичных нарушений обязательных требований, выявленных при осуществлении контрольно-надзорных функций за деятельностью некоммерческих организаций Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области
В соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ), статьей 38 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Закон № 82-ФЗ), статьей 25 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ), статьей 38 Федерального закона от 11.07.2001 №95-ФЗ «О политических партиях», Положением об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и Перечнем управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 03.03.2014 № 26 (далее – Приказ № 26), Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 (далее — Положение о федеральном государственном надзоре), Административным регламентом исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации» утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 N 456 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области (далее — Управление) осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации.
Управлением выявлены типичные нарушения законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями в своей деятельности.
- Некоммерческие организации не представляют документы на проверку, либо представляют с нарушением срока.
В соответствии с пунктом 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1 ГК РФ), доставленных по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Закон № 294-ФЗ) на исполнение мотивированного запроса о представлении необходимых для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документов установлено десять рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическим лицом.
Основной причиной непредставления документов на проверку является неполучение организацией уведомления о проверке с приложенной копией распоряжения и перечнем запрашиваемых документов. В основном это связано с временным отсутствием по месту нахождения организации, реже с её отсутствием по адресу места нахождения, а также по причине халатности должностных лиц организации.
- В нарушение статьи Закона №7-ФЗ, статьи 20 Закона №82-ФЗ и статьи 10 Закона №125-ФЗ общественные объединения, религиозные организации и иные некоммерческие организации осуществляют деятельность в соответствии с уставами, положения которых противоречат законодательству Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 52 ГК РФ устав юридического лица, утвержденный учредителями (участниками) юридического лица, должен содержать сведения о наименовании юридического лица, его организационно-правовой форме, месте его нахождения, порядке управления деятельностью юридического лица, а также другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующих организационно-правовой формы и вида. В уставах некоммерческих организаций, уставах унитарных предприятий и в предусмотренных законом случаях в уставах других коммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридических лиц.
Зачастую некоммерческие организации не указывают в уставах организационно-правовую форму, указывается не полный перечень вопросов, относящихся к исключительной компетенции высшего органа. В нарушение пункта 5 статьи 3 Закона №7-ФЗ и статей 20, 24 Закона № 82-ФЗ общественные объединения и иные некоммерческие организации используют символику, описание которой не содержится в уставе организации.
- Некоммерческой организацией не соблюдаются положения, предусмотренные их учредительными документами.
Данное нарушение, как правило, связано с несоблюдением периодичности проведения заседаний органов некоммерческой организации, несоблюдением порядка их избрания (переизбрания), срока их полномочий, несоблюдение порядка приема и выхода, ведения учета членов.
Согласно части 1 статьи 52 ГК РФ юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона № 7-ФЗ требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
Абзацем 1 части 1 статьи 29 Закона № 82-ФЗ предусмотрено, что общественное объединение обязано соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами.
Частью 1 статьи 10 Закона № 125-ФЗ установлено, что религиозная организация действует на основании устава, который утверждается ее учредителями или централизованной религиозной организацией и должен отвечать требованиям гражданского законодательства Российской Федерации.
Таким образом, положения, закрепленные в уставе некоммерческой организации обязательны для исполнения как членами (участниками) данной некоммерческой организации, так и самой некоммерческой организацией независимо от ее организационно-правовой формы.
- В нарушение пункта 7 статьи 32 Закона №7-ФЗ, части 2 статьи 29 Закона №82-ФЗ, пункта 5 статьи 27 Федерального закона №95 от 11.07.2001 «О политических партиях» (далее Закон № 95-ФЗ) и пункта 9 статьи 8 Закона № 125-ФЗ) общественные объединения, религиозные организации, региональные отделения политических партий и иные некоммерческие организации не информируют Управление об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закона № 129-ФЗ) и не представляют соответствующие документы для принятия Управлением решения о регистрации изменений в сведения:
— об адресе некоммерческой организации в пределах места нахождения некоммерческой организации;
— о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой деятельности;
— об учредительных документах некоммерческой организации;
— о полном и (в случае, если имеется) сокращенном наименовании организации;
— сведения об учредителях (участниках) некоммерческой организации и др.
- Несоблюдение требований к оформлению решений органов управления некоммерческой организации, предъявляемых законами Российской Федерации.
В главе 9.1. ГК РФ содержатся правила, касающиеся проведения собраний юридического лица и оформления результатов таких собраний. В соответствии с частью 4 статьи 181.2 ГК РФ в протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: дата, время и место проведения собрания; сведения о лицах, принявших участие в собрании; результаты голосования по каждому вопросу повестки дня; сведения о лицах, проводивших подсчет голосов; сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
- В нарушение пункта 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческие организации, уставом которых предусмотрено осуществление приносящей доход деятельности, не имеют достаточное для осуществления указанной деятельности имущество.
Согласно пункту 5 статьи 50 ГК РФ некоммерческая организация, уставом которой предусмотрено осуществление приносящий доход деятельности, за исключением казенного и частного учреждений, должна иметь достаточное для осуществления указанной деятельности имущество рыночной стоимостью не менее минимального размера уставного капитала, предусмотренного для обществ с ограниченной ответственностью.
Статьей 14 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» установлено, что размер уставного капитала общества должен быть не менее чем десять тысяч рублей.
- Некоммерческие организации, зарегистрированные в организационно-правовой форме «фонд» в нарушение пункта 3 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (Закона № 307 – ФЗ) не проводят обязательный ежегодный аудит организации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 5 Закона №307-ФЗ обязательный аудит проводится, в случае, если организация является фондом. В силу части 2 статьи 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится ежегодно.
- В нарушение п.2 ст. 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 2 ст. 7 Закон № 7-ФЗ, а также третьего абзаца части первой ст. 29 Закона №82-ФЗ, фонды и общественные объединения не публикуют отчет об использовании своего имущества.
9. Некоммерческие организации не формируют свою учетную политику.
Согласно пункту 1 статьи 32 Закона №7-ФЗ, некоммерческие организации ведут бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.
- В отношении религиозных организаций наиболее типичным нарушением является использование неполного наименования при осуществлении своей деятельности, в нарушение пункта 8 статьи 8 Закона 125-ФЗ.
- Некоммерческими организациями допускается непредставление отчетности (информации) в предусмотренный законом срок; представление форм отчетности содержащих некорректные или недостоверные сведения; использование форм отчетности не соответствующей организационно-правовой форме организации; представление части отчетности.
По результатам выявленных нарушений, Управлением, в установленный срок в адрес руководящих органов некоммерческих организаций направляются предупреждения об устранении нарушений, составляются протоколы о привлечении некоммерческих организаций к административной ответственности.
по материалам Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области