рассмотрение земельных споровС принятием кодекса административного судопроизводства нередко встает вопрос: в каком порядке, административном или гражданском разрешать споры по земле, одной из сторон которых будет какой либо государственный или муниципальный орган. И как быть, если госорган (ту же кадастровую палату например) требуется привлечь к участию в деле.
Начнем с конца. Если у вас возник спор по земле для разрешения которого требуется исключить прежнюю запись в ЕГРН в отношении спорного участка или иной недвижимости, то в этом случае регистрирующий орган можно привлечь в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований. Ходатайство об этом можно заявить как в иске, так и отдельным документом по ходу процесса.
Небольшой совет от наших земельных юристов : не забудьте в иске попросить суд не только признать за вами земельный участок в таких то границах, или иную спорную недвижимость, но также попросить суд исключить из реестра недвижимости прежнюю запись с которой вы не согласны. Иначе , к примеру в споре о пересечении границ, может быть так, что суд присудит в вашу собственность просимое, но не укажет в решении о необходимости для регистрирующего (кадастрового) органа исключить прежнюю запись. Это только по «обычной» логике признание вашего права на участок в определенных границах означает автоматическое аннулирование всех прежних записей о границах, а вот с точки зрения «государственно-правового» мышления это две разные вещи. И уж коли суд признал за вами право собственности, то на основании решения суда регистраторы внесут об этом запись в реестр недвижимости, а уж коли суд не обязал их исключить записи о смежных участках, пересекающих ваши границы, то запись о них так и останется в кадастровом реестре. И хрен с ней с вашей логикой, но вы потом рискуете не зарегистрировать ваш участок на себя. Придется либо просить суд сделать дополнительное решение (если это возможно), либо еще раз судится, но теперь уже с регистрирующим органом..
Но это мы отвлеклись. Теперь перейдем непосредственно к вопросу подведомственности при рассмотрении земельных споров.
Вообще то тема эта не нова и вопросы с подведомственностью земельных споров возникали еще до принятия кодекса административного судопроизводства. Так, еще в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» было установлено, что «Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью». То есть, если государственный или муниципальный орган являются в споре не как орган власти, а как субъект гражданско-правовых отношений, например при формировании для последующей реализации муниципальных участков, «власть» немного «залезла» на вашу частную территорию, то иск к администрации должен подаваться по правилам стандартного искового производства по правилам гражданского процессуального законодательства. Также по правилам гражданского процессуального законодательства происходит рассмотрение земельных споров при отказе администрации предоставить вам положенный земельный участок, поскольку ваше «гражданское» право на такой участок является основанием для возникновения у вас права собственности на него. А вот спор с Росреестром, который вдруг откажет вам в регистрации вашей земли (не все документы поданы или участок уже зарегистрирован за другим, или назначение участка противоречит виду разрешенного использования) нужно будет подавать уже по правилам кодекса административного судопроизводства (КАС РФ).
Аналогичные разъяснения имеются и в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 за 2017 год, в котором приведен обзор по делу № 53-КГ16-25, согласно которому зонирование территории является административным актом органов местного самоуправления, реализующего таким образом свои публично – властные полномочия не основанные на равенстве и самостоятельности сторон. Поэтому иск об изменении зонирования должен подаваться в рамках КАС
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ № 36 от 27 сентября 2016 г. «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации об этом сказано, что: «По смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ». Как видите, ключевой фразой при определении подведомственности земельных споров здесь является «возникновение … гражданских прав», например, о предоставлении земельного участка конкретному гражданину, то есть при «индивидуализированном» акте органа управления.

Окончание тут

рассмотрение земельных споровhttps://i2.wp.com/www.kosopuzy-lawyer.ru/wp-content/uploads/2017/08/Zemlya_3.jpg?fit=616%2C411https://i2.wp.com/www.kosopuzy-lawyer.ru/wp-content/uploads/2017/08/Zemlya_3.jpg?resize=150%2C150по материалам АПИ "Инициатива"земельное правоземля,судебныеС принятием кодекса административного судопроизводства нередко встает вопрос: в каком порядке, административном или гражданском разрешать споры по земле, одной из сторон которых будет какой либо государственный или муниципальный орган. И как быть, если госорган (ту же кадастровую палату например) требуется привлечь к участию в деле. Начнем с конца. Если у...рязанский правовой портал