Суббота, 20 апреля, 2024
судебный процесс

Куда подавать иск при земельном споре

Начало смотрите
Рассмотрение дела по КАС РФ
Подведомственность дел арбитражным судам и судам общей юрисдикции
При намечающемся земельном споре часто возникают вопросы относительно подсудности таких споров. В этой статье мы попытаемся дать ответ на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с разрешением земельных споров.
Прежде всего следует помнить, что рассмотрение земельных споров происходит в суде по месту нахождения земельного участка.
При этом, если сторонами дела являются граждане, то решение земельного спора происходит в суде общей юрисдикции, а если юридические лица, то в арбитражном суде и для арбитражного суда неважно, кто будет второй стороной в земельном споре – частная организация или орган власти и управления. В арбитражном суде все споры рассматриваются по правилам арбитражного процессуального кодекса.
Однако часто возникает ситуация, когда одной из сторон спора (как правило ответчиком) оказывается местная администрация, а другой – гражданин .
Как в этом случае будет происходить рассмотрение земельного спора в суде, если госорган при «обычной» продаже вам участка выносит соответствующий ненормативный правовой акт – распоряжение главы о продаже вам земельного участка и при принудительном изъятии у вас того же участка орган власти, тоже выносит ненормативный правовой акт- распоряжение об изъятии участка.
Не преминем отметить, что тема эта не нова и подобные вопросы возникали еще до принятия Кодекса административного судопроизводства.
Так, еще в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» было установлено, что «Споры, связанные с защитой права собственности и других вещных прав, рассматриваются судами в соответствии с подведомственностью». То есть, если государственный или муниципальный орган являются в споре не как орган власти, а как субъект гражданско-правовых отношений, например при формировании для последующей реализации муниципальных участков, «власть» немного «залезла» на вашу частную территорию, то рассмотрение земельного спора с администрацией будет происходить по правилам искового производства, а не административного.
По правилам гражданского искового законодательства, а не по кодексу административного судопроизводства будет происходить рассмотрение спора об отказе администрации предоставить вам положенный земельный участок, поскольку ваше «гражданское» право на такой участок является основанием для возникновения у вас права собственности на него.
Или если администрация при формировании якобы «свободного» земельного участка случайно прихватила кусочек и вашей земли, то иск подавать следует в районный суд по нормам гражданского процессуального кодекса как за нарушение ваших имущественных прав (обычно это споры о границах земельных участков и оспаривании результатов межевания) и здесь неважно, кто нарушил ваши права как собственника – администрация или владелец соседнего участка.
А вот если окажется, что утвержденным генеральным планом ваш участок почему то оказался в ненадлежащей территориальной зоне (например, в промышленной или рекреационной) вместо положенной жилой, то рассмотрение земельного спора с местной администрацией будет рассматриваться по нормам кодекса административного производства (КАС РФ), поскольку администрация отказала вам как орган власти, уполномоченный производить территориальное зонирование. А сами правила землепользования и застройки по своей природе являются нормативным актом общего пользования.
Аналогичные разъяснения имеются и в обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 1 за 2017 год, в котором приведен обзор по делу № 53-КГ16-25, согласно которому зонирование территории является административным актом органов местного самоуправления, реализующего таким образом свои публично – властные полномочия не основанные на равенстве и самостоятельности сторон. Поэтому рассмотрение земельного спора об изменении зонирования должно происходить по КАС РФ
По КАС будет происходить рассмотрение спора, если вдруг Росреестр, который откажет вам в регистрации вашей земли, поскольку Росреестр выступает уже как чисто государственный орган, уполномоченный на осуществление государственной функции – регистрацию недвижимости.
И последнее: при рассмотрении земельного спора следует руководствоваться следующими основными нормами:
Земельный кодекс РФ
Федеральный закон № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»;
Гражданский кодекс РФ;
Федеральный закон от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре движимости»
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Также, учитывая большое количество споров по границам земельных участков и об оспаривании результатов кадастровых работ советуем проштудировать приказ Минэкономразвития РФ № 921 от 8 декабря 2015 г «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 − один =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.