Создание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Для того чтобы успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте, которым стал Кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов, утвержденный Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 23.03.2011 №93 (далее – Кодекс этики).

Кодекс этики для российских государственных служащих подразумевает несколько основных позиций: добросовестное исполнение служебных обязанностей, отсутствие личной финансовой или другой частной заинтересованности в исходе дела и, как следствие этой позиции, противодействие коррупции (включая уведомление органов исполнительной власти о попытках склонения госслужащего к факту коррупции), соблюдение защиты прав и свобод гражданина, следование законам Российской Федерации и нормативно-правовым актам местного уровня.

Помимо этого в кодексе прописаны нормы поведения при общении с коллегами, посетителями, которые необходимо соблюдать. Это корректность, толерантность, сдержанность в высказываниях, неконфликтность. Существуют и общие требования к внешнему виду: традиционность, официальность, аккуратность.

Профессиональная этика государственного служащего помогает конкретизировать, реализовать моральные ценности в условиях, подчас весьма сложных, необычных.

Специфика такого рода профессиональной деятельности, как государственная служба, особенности социально-правового статуса государственного служащего и вытекающих из него соответствующих служебных ситуаций, позволяют говорить об этикете государственных служащих как о совокупности специфических правил, регламентирующих внешние проявления взаимоотношений между людьми в процессе их профессиональной деятельности во всём многообразии форм служебного общения. На государственной службе, где отношения строятся на основе субординации, каждый вид общения (подчинённого и начальника, коллег, чиновника и посетителя) обладает достаточной спецификой и подчинён своим, выработанным практикой правилам этикета, ориентированного на честь и достоинство как высшую ценность.

Знание основных принципов современного делового этикета позволяет человеку достаточно уверенно ориентироваться в любой нестандартной ситуации, не попадать впросак и не совершать ошибок, позволяющих окружающим усомниться в его воспитанности, что могло бы нанести серьёзный урон его имиджу.

Интеллигентность государственных служащих должна определяться не только уровнем образованности, но и соблюдением этических принципов законности, справедливости, гуманности, ответственности и беспристрастности. Также она должна сочетаться с умением облечь исповедуемые ими нравственные принципы в соответствующие формы внешнего поведения, основу которого составляют уважение к человеку и его достоинству, вежливость, тактичность, скромность, точность, эстетическая привлекательность поступков в сочетании с целесообразностью и здравым смыслом.

Важнейшим этическим принципом деятельности российского государственного служащего является сегодня принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над всеми прочими нормативными актами и должностными инструкциями. Воплощение этого принципа в жизнь, руководство им в непосредственной практической работе выступает в качестве определяющей социальной и духовной базы управления персоналом. Роль и значение данного принципа, его приоритет среди других этических требований подчеркивается его закреплением в Федеральном законе от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).

Этический принцип гуманизма требует от государственного служащего уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности.

Принцип беспристрастности и независимости должен обеспечить государственному служащему прежде всего служение интересам государства и общества в ситуации морального выбора при выработке и реализации конкретного решения. Государственный служащий в соответствии со ст.17 Федерального закона не должен участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, замещать должность гражданской службы в случае избрания или назначения на государственную должность, избрания на выборную должность в органе местного самоуправления, избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход, использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и служебную информацию и прочее.

Принцип ответственности подчеркивает, что любая административная власть отвечает за негативные последствия принимаемых решений, неисполнение своих должностных обязанностей, за действия, нарушающие права и законные интересы граждан. Государственный служащий, осознающий свою ответственность перед обществом и его гражданами, обладает гражданской совестью, профессиональной честностью, обостренным чувством долга, честью и достоинством, проявляющимися в единстве слова и дела.

С принципом моральной ответственности связаны такие понятия, как гражданская совесть, честь, проявляющие в единстве слова и дела.

Нормальная работа государственного служащего невозможна, если в основе ее не лежит принцип справедливости, реализующий себя в действенной защите прав граждан, в законном использовании властных полномочий, в удовлетворении социальных ожиданий общества. Любая несправедливость, допускаемая чиновником, дискредитирует не только его, но и власть в целом, наносит ей непоправимый моральный ущерб.

Знание и неуклонное соблюдение государственными служащими принципов законности, гуманности, беспристрастности, ответственности, справедливости свидетельствует о нравственном «здоровье» государства. Поэтому они образуют основу этики государственной службы, обеспечивают ее целостность и эффективность.

О.В. Аристава — начальник отдела по обеспечению деятельности Управления Минюста России по Рязанской области

Вестник Рязанской юстиции № 19

кодекс этики служащихhttps://i2.wp.com/www.kosopuzy-lawyer.ru/wp-content/uploads/2015/09/Aristava.jpg?fit=1024%2C1010https://i2.wp.com/www.kosopuzy-lawyer.ru/wp-content/uploads/2015/09/Aristava.jpg?resize=150%2C150по материалам АПИ "Инициатива"Вестник Рязанской юстициибюрократоведениеСоздание высокоэффективной государственной гражданской службы, рассматриваемой в органической связи со всей системой государственного управления, является необходимым условием укрепления российской демократической государственности, повышения авторитета и действенности власти. Для того чтобы успешно осуществлять функцию воплощения в обществе государственной воли государственная служба должна основываться на прочном духовно-нравственном фундаменте, которым стал Кодекс этики...рязанский правовой портал