Типичные нарушения, выявляемые при государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в них по результатам анализа отказов во втором полугодии 2015 г.
Во втором полугодии 2015 года в практике работы органов местного самоуправления Рязанской области при принятии уставов и муниципальных правовых актов сохранилась позитивная тенденция, которая заключается в сокращении количества несоответствий федеральному и региональному законодательству в уставных документах муниципальных образований Рязанской области.
Вместе с тем, определенные нарушения допускаются, что приводит к отказам в государственной регистрации уставов и муниципальных правовых актов (далее — МПА), содержащих подобные нарушения, а также возврату представленных документов.
Наиболее распространенными ошибками, допускаемыми органами местного самоуправления при принятии уставов и правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы, являются:
- Изменения, изложенные в тексте муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований, не отражены в тексте уставов соответствующих муниципальных образований.
- В уставах и муниципальных правовых актах о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований имеются нарушения требований юридической техники и терминологии; несоответствия данных на электронном носителе представленным в бумажном виде (на электронном носителе записаны устаревшие версии файлов). Запись электронного носителя (СD-диска) с текстами устава, МПА и иных необходимых документов не доведена до логического конца (представлен пустой диск), представлен не полный перечень файлов, указанный в сопроводительном письме, нечитаемый формат файлов, в электронном виде представлены не все документы, представленные в бумажном виде.
- Документы (часть документов) представлены в 1-м экземпляре (необходимо представлять все документы в 2-х экземплярах, в том числе информационные письма об опубликовании проекта МПА и информационные бюллетени).
- Представленные документы не прошиты, не пронумерованы, не скреплены (в месте прошивки) печатью представительного органа муниципального образования и не заверены подписью председателя представительного органа.
- Проект устава (МПА о внесении изменений в устав) публикуется менее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава (МПА), либо публикуется не одновременно с порядком учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядком участия граждан в его обсуждении (проведения публичных слушаний), либо не публикуются.
- В МПА о внесении изменений в устав изменения и дополнения в статьи устава вносятся не в порядке возрастания номеров статей, а бессистемно (например, сначала вносятся изменения в 30 статью, в 5 статью, в 4 статью, а затем снова в 30 и т.д.).
Далее на конкретных примерах рассмотрен ряд выявленных несоответствий (нарушений), встречающихся в МПА и уставах, представляемых для регистрации.
- Часть 4 статьи 13 Устава, устанавливает, что органы местного самоуправления сельского поселения вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передачи им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета сельского поселения в бюджет муниципального района.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления сельского поселения о передачи им осуществления части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджет сельского поселения.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления сельского поселения имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Однако, часть 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» устанавливает, что органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Таким образом, часть 4 статьи 13 Устава противоречит части 4 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
- Пункт 14 части 1 статьи 5 Устава относит к вопросам местного значения поселения «обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения».
Однако, согласно пункту 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится: «обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий поселения».
Таким образом, пункт 14 части 1 статьи 5 Устава противоречит пункту 14 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
- Пункт 3 части 6 статьи 14 Устава устанавливает, что на публичные слушания должны выноситься «проекты планов и программ развития сельского поселения, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки».
Однако, согласно пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», на публичные слушания должны выноситься «проекты планов и программ развития муниципального образования, проекты правил землепользования и застройки, проекты планировки территорий и проекты межевания территорий, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, проекты правил благоустройства территорий, а также вопросы предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства, вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки».
Таким образом, пункт 3 части 6 статьи 14 Устава противоречит пункту 3 части 3 статьи 28 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
- Часть 5 статьи 42 Устава устанавливает, что проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления сельского поселения, работников муниципальных учреждений с указанием фактических затрат на их денежное содержание подлежат официальному опубликованию.
Однако, согласно части 6 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», «проект местного бюджета, решение об утверждении местного бюджета, годовой отчет о его исполнении, ежеквартальные сведения о ходе исполнения местного бюджета и о численности муниципальных служащих органов местного самоуправления, работников муниципальных учреждений с указанием фактических расходов на оплату их труда подлежат официальному опубликованию».
Таким образом, часть 5 статьи 42 Устава противоречит части 6 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
- Часть 1 статьи 60 Устава устанавливает, что устав сельского поселения подлежит официальному опубликованию в течение 10 дней после государственной регистрации и вступает в силу после его официального обнародования.
Однако, согласно части 8 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации», «устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Глава муниципального образования обязан опубликовать (обнародовать) зарегистрированные устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования в течение семи дней со дня его поступления из территориального органа уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере регистрации уставов муниципальных образований».
Таким образом, часть 1 статьи 60 Устава противоречит части 8 статьи 44 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации».
Анализ нарушений позволяет сделать вывод, что основными причинами нарушений федерального законодательства при принятии уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований являются невнимательность сотрудников муниципальных образований (наличие большого числа технических ошибок, опечаток), недостаточная материально-техническая оснащенность (отсутствие правовых баз), а также динамично меняющееся федеральное законодательство, отсутствие в муниципальном образовании информации по изменению федерального законодательства.
Обращаем Ваше внимание, что Методические рекомендации по подготовке и направлению на государственную регистрацию устава муниципального образования и муниципального правового акта о внесении в него изменений и дополнений размещены на сайте Управления (http://ru62@minjust.ru).
А.В. ОЗОЛЬ — Главный специалист-эксперт отдела по вопросам нормативных правовых актов субъекта РФ и ведения федерального регистра, ведения реестра муниципальных образований, регистрации и ведения реестра уставов муниципальных образований
Вестник рязанской юстиции № 17