Четверг, 25 апреля, 2024
Вестник Рязанской юстиции

Правовые проблемы установления отцовства в России

На современном этапе развития общества одной из важнейших проблем семейного права продолжает оставаться проблема регулирования установления происхождения детей.

Социальные изменения, либерализация всех сфер жизни общества обусловили возникновение кризиса традиционной семьи, распространение разных форм фактических браков, что приводит к росту внебрачной рождаемости. Соответственно, встает вопрос о том, каким образом оформить отношения такого ребенка и второго родителя  — отца ребенка.

Если установление происхождения ребенка от матери обычно не вызывает особых проблем, то установление  происхождения  ребенка  от отца  значительно сложнее, так как социальный статус отцовства менее определен. Между тем в условиях современных социальных катаклизмов, когда в России распространенными явлениями стали детская безнадзорность, правовой механизм установления отцовства   приобретает особую значимость.

Установление отцовства понимается как юридический факт, влекущий родительские правоотношения. Его следует рассматривать также как институт семейного права и как способ защиты прав ребенка. В первом случае это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением происхождения ребенка, во втором – мера, направленная на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) прав ребенка, поскольку в случае удовлетворения иска восстанавливаются нарушенные права последнего: право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей и т. д.).

Порядок установления отцовства регулирует Семейный кодекс РФ. При этом есть две возможности установления  отцовства – добровольное   установление   отцовства   и   установление  отцовства в судебном порядке.

 Решающее юридическое значение придается зарегистрированному браку и кровному родству, действует лишь одна презумпция – отцовства мужа матери ребенка, рожденного в браке, а также бывшего мужа матери, если ребенок рожден в течение 300 дней после прекращения брака.
Вместе с тем в российском семейном законодательстве не регулируется вопрос о том, как определяется отцовство ребенка, в случаях, когда мать ребенка вступает в повторный брак.
При этом, если женщина повторно вступила в брак и родила ребенка, отцом может быть как первый, так и второй муж.

 Следует обратить внимание и на то, что не требуется согласия ребенка, не достигшего совершеннолетия, на установление отцовства, как в добровольном, так и в судебном порядке. Установление отцовства по-прежнему рассматривается как констатация биологического факта, что в настоящее время не совсем справедливо. Социальная сторона этого акта отодвигается на второй план, поэтому ни согласие самого ребенка, ни соображения защиты его интересов не принимаются во внимание.

Кроме того, лица, приобретшие полную дееспособность до совершеннолетия, тоже могут быть заинтересованы в разрешении данного вопроса, и их мнение также должно быть выяснено.
Представляется, что соответствующие изменения в законодательстве будут не только способствовать правильному разрешению споров об установлении отцовства, но и в наибольшей степени будут отвечать интересам ребенка.

М.В. Жукова  консультант территориального отдела    Главного управления ЗАГС Рязанской области

Вестник рязанской юстиции № 16

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять − четыре =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.