Из истории развития местного самоуправления в Росcии
Развитию местного самоуправления в дореволюционной России положили начало земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II.
Положением о земских учреждениях 1864 года создавались выборные губернские, уездные земские собрания и их исполнительные органы — губернские и уездные земские управы, которые заведовали местными хозяйственными делами. Организация городского самоуправления определялась Городовым положением 1870 года, органами городского самоуправления были городские думы и управы.
Выборы в городские думы и земские собрания были цензовыми, большинство голосов при выборах предоставлялось землевладельцам и богатым горожанам. Наряду с губернскими, уездными, городскими органами самоуправления действовали государственные органы. При Александре III органы местного самоуправления были поставлены под контроль правительственных чиновников.
В 1917 году были приняты новые положения, согласно которым выборы становились демократическими, а большинство голосов переходило рабочим и крестьянам, были также созданы волостные собрания и волостные управы. После принятия Конституции 1918 года городские думы и земские собрания были упразднены, их функции перешли к съездам советов рабочих и крестьянских депутатов, которые не являлись постоянными органами. По Конституции России 1937 года были созданы советы депутатов трудящихся, переименованные Конституцией России 1978 года в советы народных депутатов. Советы народных депутатов являлись одновременно и местными органами государственной власти, и органами местного самоуправления. В 1990 году были созданы президиумы (малые советы) советов народных депутатов. К идее местного самоуправления вернулись в конце 1980-х годов в связи с реформой государственной власти в стране. Закон СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» (1990), Закон РСФСР «О местном самоуправлении» (1991) сыграли большую роль в становлении местного самоуправления. Были разграничены полномочия между местными советами и администрациями, введены судебные и некоторые иные гарантии местного самоуправления.
В 1993 году в период поэтапной конституционной реформы Президент РФ провёл реформу местного самоуправления. Деятельность местных советов была прекращена, распорядительные полномочия переданы местным администрациям, а выборы новых представительных органов местного самоуправления были отложены на 1994 год.
Конституция РФ, принятая 12 декабря 1993 года, закрепила местное самоуправление и его самостоятельность, в том числе и при определении структуры органов местного самоуправления. Местными органами государственной власти становились территориальные управления государственных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления становились выборные представительные органы и выборные главы муниципальных образований (главы администраций).
В 1995 году был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В 1997 и 2000 годах к нему принимались существенные поправки о местном самоуправлении в городах федерального значения и об ответственности органов местного самоуправления и их должностных лиц.
В настоящее время центральным документом в сфере местного самоуправления является новый Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Законодательство в данной сфере развивается очень динамично, в связи с чем в указанный закон было внесено большое количество различных изменений и дополнений.
Указанный выше Федеральный закон устанавливает: 1. Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. 2. Местное самоуправление в Российской Федерации — форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, — законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Если же противопоставлять местное самоуправление государству, наделить его статусом полной автономии, то рано или поздно будут разрушены и самоуправление, и государство.
Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что «местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно». Эта норма по-разному истолковывается. Подчас ее трактуют с позиций теории свободной общины, утверждая, что местное самоуправление отделено от государства, что оно есть государство в государстве.
Местное самоуправление самостоятельно. Но самостоятельность эта ограничена набором определенной группы полномочий, которые закреплены в Конституции РФ, федеральных законах, законах субъектов РФ, уставах муниципальных образований.
Местное самоуправление (его органы, жители муниципального образования и т.д.) наделены определенными полномочиями, которые они реализуют самостоятельно. Однако это не означает, что местное самоуправление отделено от государства. Точно так же государственная власть на федеральном уровне, в субъектах РФ наделена своими полномочиями.
Разграничение полномочий предусмотрено для того, чтобы обеспечить эффективность осуществления власти и управления, исключить дублирование при осуществлении функций.
Д.С. БУГРОВ Главный специалист — эксперт отдела законодательства субъекта РФ,
ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований
Управления Минюста России по Рязанской области