Нормативно-правовые гарантии информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления

Информационная открытость органов государственной и муниципальной власти является важным качеством демократической политической системы.
Она предполагает открытость решений и действий власти, равный доступ всех граждан к информации о властных структурах, возможность поиска, получения и распространения информации в сфере политико-властных отношений.
Сегодня проблема открытости и доступности власти – одна из наиболее актуальных тем в активно развивающемся информационном российском обществе.
Гарантии реализации права на получение информации о решениях органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации определяются и обеспечиваются государством.
Конституционно-правовую часть механизма доступа российских граждан к информации составляют нормы ст. 29, 42 и 24 Конституции РФ, закрепляющие право каждого на свободный поиск и получение информации любым законным способом; на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В Российской Федерации реализован комплекс мер по регулированию общественных отношений в сфере информации. Приняты Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», Федеральный закон от 09 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне», ряд других законов.
В Рязанской области в данной сфере приняты и действуют такие нормативные правовые акты, как Закон Рязанской области от 03.11.2009 № 135-оз «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Рязанской области, постановление Правительства Рязанской области от 17.11.2010 № 296 «О перечне информации о деятельности исполнительных органов государственной власти Рязанской области, размещаемой в сети Интернет», постановление Правительства Рязанской области от 02.06.2010 № 113 «Об обеспечении доступа к сведениям о государственных услугах (функциях)», а также нормативно-правовые акты исполнительных органов государственной власти.
Одной из важнейших гарантий реализации права на получение информации является опубликование соответствующих актов органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Необходимо иметь в виду, что любые нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
В случае нарушения данного правила нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться (часть 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации). Но следует признать, что потребности основной части населения в информации о деятельности властей, о принимаемых решениях, затрагивающих интересы граждан, не могут быть удовлетворены только фактом публикации нормативных правовых актов. В большинстве случаев требуется принятие специальных мер, целью которых является разъяснение мотивов принятия важных решений, их значения для граждан и их отдельных категорий, предполагаемых последствий их реализации и т.п. (продолжение следует)

Немаловажен вопрос об открытости сведений о доходах должностных лиц. В целях создания действенных механизмов предотвращения коррупции и злоупотреблений служебным положением, граждане, претендующие на замещение должности гражданской, муниципальной службы, включенной в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданские и муниципальные служащие, ежегодно, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Важной гарантией прав граждан является закрепление в п. 8 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» положения о том, что информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещенная такими органами в информационно-телекоммуникационных сетях предоставляется бесплатно.
Установление платы за предоставление государственным органом или органом местного самоуправления информации о своей деятельности возможно только в случаях и на условиях, которые установлены федеральными законами. Это ограничивает возможность произвольного установления платы за предоставление информации исключительно решениями самих государственных органов или органов местно самоуправления.
Информационная открытость органов государственной и муниципальной власти предполагает эффективность не только прямой, но и обратной связи. Одной из форм обратной связи органов государственной и муниципальной власти с населением являются обращения граждан. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
В сегодняшних условиях одним из приоритетных направлений развития системы обратной связи государственных органов с населением является использование Интернета. На повышение открытости направлено, в частности, продолжение внедрения механизмов «электронного правительства», размещение информации о деятельности, публичная отчетность, независимая антикоррупционная экспертиза и общественный мониторинг правоприменения.
Особое место в системе общественных отношений занимает местное самоуправление. Поэтому представляется особо важным обеспечить максимальную доступность органов местного самоуправления для рядового гражданина, поскольку в этом случае ему предоставляется возможность играть активную политическую роль.
Очевидно, для совершенствования информационной открытости органов муниципальной власти необходима разработка целого комплекса мероприятий.
Так, например, эффективной может быть организация активной работы специальных публичных мероприятий, публичные слушания, собрания граждан, конференции граждан, опрос граждан, которые делали бы работу органа муниципальной власти наиболее понятной общественности.
Значительную роль в обеспечении информационной открытости органов местного самоуправления играет регистр муниципальных нормативных правовых актов. Закон Рязанской области от 31.12.2008 № 227-ОЗ «О порядке организации и ведения регистра муниципальных нормативных правовых актов Рязанской области» принят в целях обеспечения верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных законов и законодательства Рязанской области, систематизации и учета муниципальных нормативных правовых актов, конституционного права граждан на получение достоверной информации и создания условий для получения информации о муниципальных нормативных правовых актах органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами и организациями.
Таким образом, можно констатировать, что формирование гарантий информационной открытости является одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной и муниципальной власти.
Постоянное совершенствование работы по обеспечению открытости деятельности органов государственной власти и местного самоуправления – самый верный путь к повышению доверия населения к властным структурам, успешному осуществлению проводимых в стране преобразований.
Kojanova

М.В. Кожанова главный специалист – эксперт отдела законодательства субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Рязанской области
Вестник рязанской юстиции № 12