Из истории создания органов юстиции в Рязанской области
Свою историю Министерство юстиции Российской Федерации ведет с 1802 года, когда Манифестом Александра I были учреждены 8 министерств, в том числе и Министерство юстиции. В те годы на министерство возлагались функции подготовки законодательных актов, управления деятельностью прокуратуры, вопросы назначения, перемещения, увольнения чинов
судебного ведомства, учреждения и упразднения судов, осуществление надзора за их работой. Первым Министром юстиции, а одновременно и генерал-прокурором Российской империи стал выдающийся русский поэт и государственный деятель — Гавриил Романович Державин
В 1917 году на смену Министерству юстиции Российской империи в соответствии с Декретом об учреждении Совета Народных Комиссаров от 27 октября 1917 года пришел Народный комиссариат юстиции (Наркомат юстиции, Наркомюст) – орган исполнительной власти в составе советского правительства России, ведающий организацией и функционированием системы правосудия. На Наркомюст была возложена обязанность построить новую правовую
систему и новую юстицию. Одновременно к Наркомюсту перешли обязанности по составлению и опубликованию декретов и по кодификации законов.
С ноября 1917 года к комиссарам юстиции губернских исполнительных комитетов советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (губисполкомов) перешли функции судебного управления на местах. Комиссары юстиции были наделены единоличной властью и руководили всей работой по местному судоустройству.
В апреле 1918 года при Рязанском губисполкоме на основании постановления Наркомюста от 19 декабря 1917 года создается Комиссариат юстиции во главе с Рязанским губернским комиссаром юстиции. Однако уже в феврале 1919 года губернский комиссариат юстиции реорганизован в отдел юстиции при Рязанском губисполкоме.
Одним из первых документов, регламентирующих деятельность губернских органов юстиции Российской Советской Федеративной Республики, стало Положение об отделах юстиции губернских исполкомов.
По материалам Государственного архива Рязанской области циркуляр о создании в Рязанской губернии отдела юстиции при местном губисполкоме поступил в феврале 1919 года за подписью Наркома юстиции Д.И.Курского1 . Руководство отделом юстиции при губисполкоме поручалось заведующему губернским отделом юстиции.
Положение о губернских отделах юстиции закрепляло за ними право создавать в своей структуре подотделы: общий, административно-хозяйственный, судебно-следственный и карательный. Допускалось создание и других подотделов по инициативе губернских исполнительных комитетов с согласия Наркома юстиции.
Созданный в Рязанской губернии отдел юстиции на рубеже двадцатых годов начала прошлого века имел в своем составе следующие подотделы:
1. Судебно-административный подотдел. В его функции входило следить за выполнением постановлений и распоряжений правительства и народных комиссариатов в губернии, принимать жалобы на должностных лиц, направлять деятельность ревтрибуналов, окружного суда, местных судов;
2. Организационно-статистический подотдел. Ведал деятельностью уездных комиссариатов (позднее – бюро) юстиции, оказывал юридическую помощь уездным бюро и судебным учреждениям;
3. Следственный подотдел. Ведал отчетной документацией уголовных агентов и милиционеров. Был упразднен 1 ноября 1918 года;
4. Судебно-следственный подотдел. Организован 15 марта 1919 года на месте упраздненного следственного. Ведал работой судов, следкомов (следственных комиссий), ревтрибуналов и коллегии защитников. Ревтрибуналы расследовали дела о контрреволюционных выступлениях, саботаже, дискредитировании советской власти и шпионаже. Следкомы производили предварительное следствие уголовных преступлений. Коллегия защитников, обвинителей и представителей сторон в гражданском процессе создавалась для содействия суду в деле полного освещения всех обстоятельств, касающихся обвиняемого или интересов сторон, участвующих в гражданском процессе;
5. Карательный подотдел. Создан в 1918 году вместо упраздненной тюремной инспекции. Его деятельность сводилась к выполнению заданий из центра, от народного комиссариата, а также к развитию в тюрьмах культурно-массовой работы. В 1921 году переименован в исправительно-трудовой;
6. Подотдел по ликвидации церковного имущества. Создан в ноябре 1918 года. Ведал отделением церкви от государства, школы от церкви, о свободе совести, о церковных и религиозных обществах, о работе губернского и уездных подотделов по ликвидации церковного имущества.
Одновременно на местах вместо упраздненных уездных комиссариатов юстиции стали создаваться уездные бюро юстиции местных исполкомов (убюсты). Уездные бюро юстиции проводили организационные и административные мероприятия губернского отдела юстиции в уездах. В связи с отсутствием органов прокуратуры в первые годы Советской власти на убюсты возлагался и общий надзор за соблюдением революционной законности.
В Государственном архиве Рязанской области имеется циркуляр за подписью заведующего Рязанским губернским отделом юстиции К.А.Якубовского от 25 октября 1920 года о создании уездных бюро юстиции в Рязанской губернии2. Для организации на местах органов юстиции в нем предлагается следующее:
1) созвать общее собрание нарсудей и членов следкома для организации убюста, причем для учреждения бюро требовалось согласие общего собрания народных судей (не менее 3-х) и согласие народного следователя уезда;
2) организацию убюста провести при содействии уездных исполкомов;
3) о деятельности по организации убюста немедленно уведомлять Губернский отдел юстиции и Губсовнарсуд.
Вместе с этим разъяснялось, что штат канцелярии убюста не должен превышать 5 человек и состоять из секретаря, бухгалтера, канцеляриста, машинистки и курьера.
О том, с какими трудностями пришлось столкнуться представителям органов юстиции при создании на местах уездных бюро, может свидетельствовать переписка, хранящаяся в Государственном архиве Рязанской области. Вот что сообщается в телеграмме заведующему Губюстом 17 ноября 1920 года из Данковского уезда: «Организовать убюст нет возможности. Не достает судей, нет ни одного следователя. У бюро нет ни одного технического работника. По предоставлению уисполкомом кандидатов на замещение вакантных должностей убюст будет организован». Подобная ситуация складывалась во многих уездах, так из 12 уездов Рязанской губернии к концу 1920 года собрания по созданию уездных бюро юстиции были проведены в 7 уездах.
Не лучшим образом обстояли дела и в губернском отделе юстиции. Вот строки из докладной записки заведующего Рязанским губюстом Алешина Президиуму Рязанского губисполкома в июне 1922 года: «На самом деле дошло до того, что Управление почты и телеграфа предъявляет счет за телефон, угрожая выключить. Губюст не имеет возможности оплатить. Губэлектроотдел предъявляет за электричество, угрожая выключить. Губюст не оплачивает. ГУТ (Главное управление тюрем).
4) предъявляет за дрова для тюрьмы, а платить нечем. Следователи должны ехать со срочными заданиями – нет денег на авансы. Сессии и Трибунал должны выехать на места – нет средств, а в Рязань сторонние граждане не являются по причине высокого железнодорожного тарифа…». Президиум удовлетворяет просьбу Алешина, признает работу губернских органов юстиции
удовлетворительной и крайне важной для укрепления роли судебно-следственного аппарата губернии.
В уходящем году Министерство юстиции Российской Федерации отметило свой 210-летний юбилей. Выступая с приветственным словом на расширенном заседании коллегии, посвященной этому событию,
Министр юстиции А.В. Коновалов отметил: Сегодня наше Министерство – это ведомство с устоявшейся компетенцией, со стабильной практикой, важными функциями и полномочиями, которое, тем не менее, всегда открыто для преобразований, для новелл и инноваций».
Р.С. ЯКУШЕВ Помощник начальника Управления Минюста России по Рязанской области
«Вестник Рязанской юстиции», № 8