Четверг, 25 апреля, 2024
Вестник Рязанской юстиции

Состояние законодательства о социальной защите населения Рязанской области

Одной из основных функций современного российского государства является социальная защита своих граждан.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечения, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Это предполагает, что вопросами социальной защиты населения занимаются и федеральные и региональные органы государственной власти, в максимальной степени обеспечивая решение социальных проблем на территории нашей страны.
Следует отметить, что значительная часть полномочий в социальной сфере возлагается на государственные органы субъектов РФ. В соответствии с требованиями федеральных законов органы государственной власти областей, краев, республик в составе Российской Федерации организуют работу по социальному обеспечению и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей.
Региональные власти должны оказывать социальную поддержку ветеранам труда, лицам, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 — 1945 годов, семьям, имеющим детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертвам политических репрессий, малоимущим гражданам.
Этот, далеко неполный перечень полномочий, показывает насколько серьезным является влияние государственных органов субъектов Российской Федерации на состояние социальной сферы. Поэтому и качество, а также объем регионального законодательства в сфере социальной защиты являются важнейшими показателями деятельности органов государственной власти
субъектов Российской Федерации. Неудивительно, что региональные органы государственной власти уделяют социальному законодательству самое пристальное внимание.
По данным федерального регистра по состоянию на 01 декабря 2011 года социальное
законодательство Рязанской области включает 551 действующих областных нормативных правовых актов, в т.ч. 187 законодательных актов, 42 актов высшего должностного лица Рязанской области, 293 акта высшего исполнительного органа, 29 нормативных документов центральных исполнительных органов государственной власти области.
Указанные нормативные акты устанавливают значительные меры социальной поддержки социально незащищенных категорий населения (лиц пожилого возраста, инвалидов, жертв политических репрессий, многодетных семей, молодежи, и т.д.).

Так, согласно ст. 2 Закона Рязанской области от 18 ноября 2005 года № 126-03 «О социальной поддержке многодетных семей в Рязанской области» (в ред. от 15.11.2011 № 104-03) многодетным семьям на территории области предоставляются такие меры социальной поддержки как:
ежемесячная выплата в размере 30 процентов платы за пользование коммунальными услугами; бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; первоочередной прием детей в дошкольные учреждения; ежемесячные денежные выплаты в размере 200 (двухсот) рублей за содержание ребенка в дошкольном учреждении;
первоочередное предоставление льготных путевок в оздоровительные лагеря, санатории; ежемесячные денежные выплаты в размере 170 (ста семидесяти) рублей на приобретение проездного билета для проезда на внутригородском транспорте
ежегодная денежная выплата в размере 1000 (тысячи) рублей для приобретения школьных
принадлежностей для детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях,
ряд других социальных гарантий.
По Закону Рязанской области от 29 декабря 2004 года № 167-03 «О мерах социальной поддержки некоторых категорий ветеранов» лицам, имеющим звание «Ветеран труда» и приравненных к ним категорий граждан предусматривается:
1) ежемесячная денежная выплата в размере 200 рублей, включающая в себя набор социальных услуг. Стоимость набора социальных услуг устанавливается в размере 20 рублей и включает в себя оплату в размере 50 процентов от стоимости проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения;
2) социальная поддержка по оплате жилья и коммунальных услуг;
3) пользование при выходе на пенсию поликлиниками, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих уровней или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы; бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения;
4) при продолжении трудовой деятельности — предоставление ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 30 рабочих дней в году;
5) при прекращении трудовых отношений с предприятиями, учреждениями, организациями после установления (назначения) им пенсии — сохранение прав членов трудовых коллективов тех предприятий, учреждений, организаций, в которых они работали до установления (назначения) пенсии.

Согласно ст. 4 Закона Рязанской области от 29 декабря 2004 г. № 170-03 «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» лица, пострадавшие от политических репрессий имеют право на следующие социальные льготы:
1) ежемесячную денежную выплату в размере 300 рублей, включающую в себя набор социальных услуг. Стоимость набора социальных услуг для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, устанавливается в размере 60 рублей, из них: на бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения — 20
рублей; на оплату в размере 50 процентов стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденным Правительством Российской Федерации.
2) ежемесячную выплату (для реабилитированных граждан, лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, и совместно с ними проживающих членов их семей, а именно: супругу
(супруга), родителей, детей, не достигших возраста 18 лет или старше этого возраста, если они стали инвалидами до достижения ими возраста 18 лет, а также детей, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения, — до окончания обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет) в размере 50 процентов оплаты жилой площади и коммунальных услуг в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также, ежегодную выплату в размере 50 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления;
3) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов;
4) первоочередную установку телефона;
5) первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;
6) внеочередное оказание медицинской помощи;
7) первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы;
8) льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами.
Законодательство Рязанской области в сфере социальной защиты населения не стоит на месте. Вводятся дополнительные меры социальной поддержки, гарантии их реализации. Так, 03 ноября
2009 года принят новый Закон Рязанской области «О ветеранах труда Рязанской области», которым введено новое звание — «Ветеран труда Рязанской области». Данное звание присваивается лицам, имеющим страховой стаж не менее 45 лет для мужчин и 40 лет для женщин, при условии, что не менее половины указанного страхового стажа приходится на период работы и (или) иной деятельности на территории Рязанской области.

Среди мер социальной поддержки указанных лиц можно выделить следующее:
1) ежемесячные выплаты в размере 30 процентов оплаты коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, в том числе поставки бытового газа в баллонах, отопление в пределах нормативов потребления указанных услуг, установленных в соответствии с действующим законодательством), лицам, проживающим в домах, не имеющих центрального отопления,
— ежегодная выплата в размере 30 процентов стоимости топлива, приобретаемого в пределах
норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива;
2) 30 процентов оплаты занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах — занимаемой жилой площади) в пределах социальной нормы площади жилья, установленной действующим законодательством.
В области систематически принимаются новые нормативные документы, которые направлены на развитие системы социальной защиты и социального обеспечения.
Приняты также Законы Рязанской области от 28 декабря 2009 года № 184-03 «О дополнительных мерах социальной поддержки членов семей и родителей военнослужащих и
сотрудников органов внутренних дел, погибших (умерших), пропавших без вести в районах боевых действий», от 2 марта 2010 года № 12-03 «Об обеспечении жильем граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах», в Рязанской области», которые дополнили существующие социальные гарантии участникам военных действий и членам их семей.
Утверждены многочисленные изменения в действующие нормативные правовые акты.
По всем, вышеуказанным нормативным правовым актам, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области были проведены правовые и антикоррупционные экспертизы. По результатам проведенных экспертиз выявлено 3 нормативных правовых акта,
несоответствующих Конституции РФ и федеральному законодательству, а так же найдены коррупциогенные факторы:
1) Постановление министерства социальной защиты населения от 14.12.2009 г. № 5 «Об утверждении административного регламента по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата ежемесячных пособий на ребенка, в том числе дополнительного пособия на ребенка — инвалида»;
2) Постановление министерства социальной защиты населения от 20.06.2011 г № 30 «Об утверждении административного регламента по исполнению государственной функции по осуществлению во взаимодействии с иными центральными исполнительными органами государственной власти Рязанской области мер по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организации работы в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или законных представителей»;
3) Постановление министерства социальной защиты населения от 22.04.2011 г. № 24 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения Рязанской области, подведомственного министерству социальной защиты населения Рязанской области».
На сегодняшний день 2 из 3 вышеназванных нормативных правовых документов, приведены в соответствие с Конституцией РФ и федеральным законодательством, в данных нормативных правовых актах исключены имевшиеся коррупциогенные факторы. По 1 нормативному правовому акту ведется активная работа, направленная на устранение ранее выявленных нарушений.
В течение 2011 года, Управлением проводились также экспертизы проектов нормативных правовых актов в сфере социального законодательства.
По итогам проведенных экспертиз противоречий Конституции РФ и федеральному законодательству не выявлено, факторов, способствующих коррупции, не установлено.
Таким образом, система нормативного регулирования социальной сферы создает все необходимые условия для социального развития Рязанской области, для успешной реализации социальных прав граждан и неукоснительного осуществления требований Конституции Российской Федерации.

А.А. АСТАНИН — Ведущий специалист-эксперт отдела законодательства субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Рязанской области.

«Вестник Рязанской юстиции», №5 декабрь 2011 г.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

14 − пять =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.