Состояние нормативно-правового регулирования в сфере государственной гражданской службы по итогам проведения мониторинга
В мае 2010 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области (далее — Управление) был проведен мониторинг законодательства Рязанской области в сфере государственной гражданской службы. Задачами проведенного мониторинга стало выявление состояния правового регулирования Рязанской области в сфере государственной гражданской службы. Необходимость его проведения обусловлена дальнейшим углублением административной реформы, проводимой в целях повышения эффективности государственной службы и укрепления государства, создания целостной ее системы с учетом исторических, культурных, национальных и иных особенностей.
В настоящее время правовому институту государственной службы — единой общегосударственной системе, для эффективного функционирования которой необходимы общая стратегия развития, постоянное взаимодействие центра и регионов отводится важнейшая роль в управлении государством. Правовые основы гражданской службы — это главные, законодательно установленные нормативные правовые положения, изначально определяющие юридическую регламентацию общественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются в связи с реализацией конституционных прав граждан России при поступлении на гражданскую службу и ее прохождении, а также в сфере ее организации и функционирования.
Государственная гражданская служба, несмотря на разделение на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации является единым целостным механизмом, призванным реализовывать функции государства. Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации выражается в установлении единого правового статуса государственного гражданского служащего, установлении приоритета федерального законодательства в закреплении правовых основ государственной гражданской службы.
Как составная часть системы общественных отношений по установлению общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления в целом государственная служба Российской Федерации относится к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (подпункт «н» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), по которым издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты субъектов РФ (пункт 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральная государственная служба в соответствии с пунктом «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации отнесена к предметам исключительного ведения Российской Федерации, которые регулируются федеральными конституционными законами и федеральными законами (пункт 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации). Таким образом, Конституция Российской Федерации предопределила существенный удельный вес федеральных нормативных актов в регулировании государственной службы.
На федеральном уровне общественные отношения, связанные с организацией государственной службы, регулируются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007 № 309-Ф3), от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 14.02.2010 № 9-ФЗ), от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», от 25.12.2008 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией конвенции Организации Объединенных наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».
Вышеобозначенные нормативные документы определяют основные принципы правового регулирования общественных отношений в рассматриваемой сфере.
Вместе с тем на федеральном уровне остаются неурегулированными следующие вопросы, по которым не приняты нормативные правовые акты Российской Федерации:
1) Государственное пенсионное обеспечение граждан, проходивших государственную службу, и их семей.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 14.02.2010 № 9-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются: государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.
2) Медицинское страхование государственных служащих.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 52 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 14.02.2010 № 9-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для обеспечения правовой и социальной защищенности гражданских служащих, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, гражданским служащим гарантируются: медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с настоящим Федеральным законом и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.
3) Соотношение федеральных должностей и должностей субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007 № ЗОЭ-ФЗ) в части 4 статьи 5 установлено, что соотношение должностей федеральной государственной гражданской службы и типовых должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации определяется федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.
4) Отсутствие перечня должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и порядок ротации гражданских служащих.
Согласно части 3 статьи 60 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 14.02.2010 № 9-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» перечень должностей гражданской службы, по которым предусматривается ротация гражданских служащих, и порядок ротации гражданских служащих утверждаются Президентом Российской Федерации.
5) Установление порядка ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ (в ред. от 14.02.2010 № 9-ФЗ) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» порядок
ведения Сводного реестра должностей государственной гражданской службы Российской Федерации утверждается указом Президента Российской Федерации.
6) Утверждение Положения о кадровом резерве на федеральной гражданской службе, согласно части 8 статьи 64 указанное Положение утверждается соответственно Президентом Российской Федерации.
Анализ положений нормативных правовых актов Рязанской области в сфере государственной гражданской службы показывает, что общественные правоотношения в указанной сфере урегулированы в достаточной степени.
К нормативным правовым актам Рязанской области в рассматриваемой сфере правового регулирования относится:
Закон Рязанской области от 01 июня 2005 года № 46-03 (в ред. от 12.03.2010 № 22-03) «О государственной гражданской службе Рязанской области»;
Постановление Губернатора Рязанской области от 10 августа 2009 года № 221-пг «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Рязанской области, и государственными гражданскими служащими Рязанской области сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
Постановление Губернатора Рязанской области от 10 августа 2009 года № 220-пг «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Рязанской области, лицами, замещающими государственные должности Рязанской области, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
Постановление Правительства Рязанской области от 27 апреля 2007 года № 108 «О порядке и условиях предоставления единовременной субсидии на приобретение жилой площади государственным гражданским служащим Рязанской области»;
Постановление Губернатора Рязанской области от 23 марта 2007 года № 104-пг «Об утверждении Положения о кадровом резерве на государственной гражданской службе Рязанской области»;
Постановление Губернатора Рязанской области от 25.01.2010г. № 2-пг «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Рязанской области, и государственными гражданскими служащими Рязанской области, и соблюдения государственными гражданскими служащими Рязанской области требований к служебному поведению»;
Постановление Губернатора Рязанской области от 30.04.2010г. № 22-пг «Об утверждении Порядка ведения реестра государственных гражданских служащих Рязанской области и реестра государственных гражданских служащих Рязанской области государственного органа Рязанской области» и др.
По данным федерального регистра нормативных правовых актов Рязанской области по состоянию на 12.05.2010 года на территории Рязанской области общественные правоотношения в сфере государственной гражданской службы регулируются положениями 95 действующих нормативных правовых актов, из которых 42 основных нормативных правовых акта и 53 нормативных правовых акта о внесении изменений, в том числе о признании утратившими силу
Вместе с тем, в Рязанской области остаются неурегулированными некоторые вопросы, которые федеральным законодательством отнесены к ведению субъекта Российской Федерации и должны быть установлены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. В частности, органами государственной власти Рязанской области не реализованы следующие полномочия, установленные Федеральным законом от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон):
— определение порядка и условий предоставления ежегодного дополнительного оплачиваемого
отпуска гражданским служащим субъектов Российской Федерации, имеющим ненормированный служебный день (часть 5 статьи 45 Федерального закона);
установление порядка и условий возмещения расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (пункт 9 части 1 статьи 52 Федерального закона);
— установление случаев, порядка и размеров выплаты по обязательному государственному страхованию (пункт 7 части 1 статьи 52 Федерального закона);
— установление порядка заключения договора на обучение между государственным органом и гражданином с обязательством последующего прохождения гражданской службы после окончания обучения в течение определенного срока (часть 2 статьи 62 Федерального закона);
— установление перечня должностей гражданской службы, по которым может устанавливаться особый порядок оплаты труда, а также порядок установления оплаты труда гражданских служащих, предусмотренный частью 14 статьи 50 данного Федерального закона (часть 15 статьи 50 Федерального закона).
На контроле Управления отсутствуют нормативные правовые акты Рязанской области в сфере государственной гражданской службы, в которых выявлены несоответствия федеральному законодательству. Все нормативные правовые акты, в которых ранее были выявлены несоответствия федеральному законодательству, приведены в соответствие с федеральным законодательством органами государственной власти Рязанской области на основании экспертных заключений Управления Минюста России по Рязанской области.
Проведенный анализ законодательства Рязанской области в сфере государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации позволяет сделать вывод, что соответствующие правоотношения на территории Рязанской области урегулированы, в целом, надлежащим образом.
Органами государственной власти Рязанской области создана достаточная нормативная база по регулированию указанных общественных отношений, которая в настоящее время совершенствуется. Основной задачей органов государственной власти Рязанской области является более детальное регулирование общественных правоотношений в рассматриваемой сфере.
Вместе с тем, основной проблемой законодательства в данной сфере на сегодняшний день является отсутствие полного комплекса подзаконных актов, конкретизирующих отдельные нормы Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
С А. НОВИКОВА — главный специалист-эксперт, отдела законодательства субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Рязанской области.
С А. НОВИКОВА — главный специалист-эксперт, отдела законодательства субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Рязанской области.
«Вестник Рязанской юстиции», №1 декабрь 2010