Ответственность охранников из ЧОПа при задержании совершивших преступление
Но вот каковы пределы причинения вреда, где начинается это право и где заканчивается и начинается ответственность охранников. Этому вопросу посвящено Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2012 г. № 19 «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление»
В пункте 18 которого указано, что: «…задержание лица, совершившего преступление, может производиться и при отсутствии непосредственной опасности совершения задерживаемым лицом общественно опасного посягательства. При этом задержание такого лица осуществляется с целью доставить его в органы власти и тем самым пресечь возможность совершения им новых преступлений…» и (п.19): «…право на задержание лица, совершившего преступление, имеют не только уполномоченные на то представители власти, но и иные лица, в том числе пострадавшие от преступления, или ставшие его непосредственными очевидцами, или лица, которым стало достоверно известно о его совершении. Положения статьи 38 УК РФ могут быть применены в отношении указанных лиц в случае причинения ими вреда при задержании лица, совершившего преступление»
Отсюда вывод – охранники имели право задержать хулиганов с целью доставки их в полицию, хотя те кВ тот момент уже вроде бы и не дрались. Однако факт предыдущих хулиганских действий, был, как говориться, налицо, потому что согласно п. 20 вышеуказанного Постановления к совершившим преступление, относятся также и лица, совершившие уже оконченное преступление и его соучастники преступления и при этом совсем не является обязательным, при задержании преступников, наличие соответствующего обвинительного договора в отношении них.
И даже, в том случае, если при задержании лиц, совершивших правонарушение им был причинен небольшой вред (попросту говоря намяли боки или поставили синяк) то и в этом случае ответственность для охранников не наступила, поскольку для привлечения их к ответственности необходимо наличие умышленного причинения ими смерти, тяжкого или средней тяжести вреда здоровью. Более того, согласно пункту 28 Постановления «Сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы (по закону об охранной деятельности к таким лицам относятся и охранники) для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей, не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы».