Четверг, 28 марта, 2024
Вестник Рязанской юстиции

Бесплатная юридическая помощь

Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

С 15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (далее – Закон).
Новый закон закрепил право граждан на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи и организационно-правовые основы формирования государственной и негосударственной систем бесплатной правовой поддержки. Часть 1 ст. 48 Конституции РФ провозглашает, что каждому гарантировано право получать квалифицированную юридическую помощь.
Обязанность адвокатов оказывать бесплатную юридическую помощь была закреплена ее Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-ФЗ, где в статье 26 устанавливается перечень льготных категорий граждан, имеющих право на ее получение. Более того, Правительством Российской Федерации были приняты постановления «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» от 22.05.2005 № 534 и «О государственных юридических бюро» от 03.12.2009 № 991, позволившие создать в регионах специализированные центры в целях оказания правовой помощи малоимущим гражданам.
Закон Рязанской области от 12.03.2008 № 18-ФЗ «Об оказании юридической помощи отдельным категориям граждан Российской Федерации на территории Рязанской области» определил в каких случаях оказывается бесплатная юридическая помощь, назвал перечень документов, необходимых для получения гражданами РФ на территории рязанской области бесплатной юридической помощи, и порядок их предоставления.
Хотелось бы отметить серьезный вклад студенческого и преподавательского состава Академии права и управления ФСИН России по оказанию бесплатной юридической помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам. За пять лет существования Юридическая клиника при Академии ФСИН России заложила прочный фундамент в оказании правовой помощи малоимущим и социально незащищенным гражданам. Но не смотря на все усилия, практика показывает, что в юридических услугах население современной России нуждается почти также как и в медицинских. Надо признать, что до принятия Закона государство не сидело сложа руки, но всех мер было мало.
Принятие закона – важный шаг на пути построения правового государства и одновременно способ борьбы с правовым нигилизмом. Ценность нового закона состоит в том, что он закрепляет доступность бесплатной юридической помощи для гораздо более широкой группы людей, устанавливает контроль за соблюдением лицами, оказывающими бесплатную юридическую помощь, а также предъявляет жесткие требования к профессиональной квалификации лиц, оказывающих бесплатную юридическую помощь.
Согласно ст. 2 Закона целями настоящего закона являются: создание условий для реализации установленного Конституцией РФ права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, оказываемой бесплатно в случаях, предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации; формирование и развитие государственной бесплатной помощи, а также содействие развитию негосударственной системы бесплатной юридической помощи и ее поддержка со стороны государства; создание условий для осуществления прав и свобод граждан, защиты их законных интересов, повышение уровня социальной защищенности, а также обеспечение их доступа к правосудию.
Закон предусматривает формирование организационных и правовых начал государственной (глава 3 Закона) и негосударственной (глава 4 Закона) систем бесплатной юридической помощи. при этом обратим ваше внимание на то, что одним из главных принципов Закона является свободный выбор гражданином государственной или негосударственной системы бесплатной юридической помощи.

В соответствии со ст. 6 Закона бесплатная юридическая помощь оказывается гражданам в трех видах:

1) правовое консультирование в устной и письменной форме;
2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
3)представление интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Участниками государственной системы бесплатной юридической помощи являются:
1) федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения;
2) органы исполнительной власти субъектов Российской федерации и подведомственные им учреждения;
3) органы управления государственных внебюджетных фондов;
4) государственные юридические бюро.
Адвокаты, нотариусы и другие субъекты, оказывающие бесплатную юридическую помощь, могут наделяться правом участвовать в государственной системе бесплатной юридической помощи. Уточним, что первые три категории и так обязаны давать бесплатные правовые консультации в устной или письменной форме по вопросам, входящим в их компетенцию, причем абсолютно всем обратившимся без исключения. Такой порядок установлен Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». То же самое касается и нотариусов по вопросам их деятельности. Следует отметить, что бесплатную юридическую помощь может оказывать не каждый адвокат, а только тот, которого предоставит Адвокатская палата субъекта Российской Федерации.
Список негосударственных центров бесплатной юридической помощи и адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, согласно закону должен быть опубликован в средствах массовой информации и размещен на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти.

Особого внимания заслуживает перечень категорий граждан, которые могут воспользоваться бесплатной юридической помощью всех видов в рамках государственной системы.

1) гражданский среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее – малоимущие граждане);
2) инвалиды I и II группы;
3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда;
4) дети-инвалиды, дети – сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
5) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Федеральным законом от 2 августа 1995 года № 122=ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов;
6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами Российской Федерации;
Следует отметить, что перечень льготных категорий граждан по новым правилам может быть пересмотрен в сторону увеличения. Так, закон предоставляет субъектам РФ право принимать собственные законы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации прав граждан на получение бесплатной юридической помощи путем расширения перечня категорий, имеющих право на ее получение. Простой анализ перечня показывает, что принятие Закона адресовано прежде всего социально незащищенным слоям населения, поэтому вряд ли он составит конкуренцию частным юридическим и консалтинговым фирмам.

Постановлением Министерства социальной защиты населения Рязанской области от 21.12.2011 № 90 утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги «Выдача справки о размере среднедушевого дохода семьи (справки о размере среднедушевого дохода одиноко проживающего гражданина) для оказания юридической помощи отдельным категориям граждан» (далее – Административный регламент).
Согласно Административному регламенту государственная услуга предоставляется гражданам РФ, проживающим на территории Рязанской области, претендующим на получение бесплатной юридической помощи. для удобства и доступности граждан в указанном регламенте четко прописаны и указаны сведения о месте нахождения и графике работы Министерства социальной защиты населения Рязанской области, его территориальных отделов (секторов), муниципального бюджетного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг города Рязани».
Информирование граждан по вопросам предоставления государственной услуги организованно следующим образом:
— публичное информирование (средства массовой информации, Интернет, федеральная государственная информационная система «Единый портал государственных услуг, информационные стенды и др.);
— индивидуальное информирование (устное информирование (лично или по телефону), письменное информирование (по почте или электронной почте).
Результатом предоставления государственной услуги является выдача справки о размере среднедушевого дохода семьи.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Закона государственные юридические бюро и адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:
1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;
7) возмещение вреда причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;
8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
9) назначение, перерасчет и взыскание трудовых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение;
10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
12) ограничение дееспособности;
13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц.

В силу ст. 20 Закона государственные юридические бюро и адвокатуры, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:

1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:

а) расторжения, признания недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по доовору социального найма, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком ( в случае, если на спорном земельном участке или его части находится жилой дом или его часть, являющееся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);

2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел о:

а) взыскании алиментов;

б) возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью;

3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;

4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;

5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре.

Одновременно новый Закон четко регламентирует случаи возможного отказа в предоставлении бесплатной юридической помощи (ст. 21 Закона), если гражданин:

1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;

2) просит составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;

3) просит составить заявление в суд и (или) представлять его интересы в суде, государственном или муниципальном органе, организации при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд, государственный или муниципальный орган, организацию.

также бесплатная юридическая помощь не оказывается гражданину, если прокурор в соответствии с федеральным законом уже обратился с заявлением в защиту прав и законных интересов этого гражданина. при этом если государственное юридическое бюро или адвокат принимают решение о невозможности оказания платной юридической помощи гражданину, имеющему право на получение такой помощи в рамках государственной системы юридической помощи, ему выдается соответствующее заключение.

Полномичия по надзору за исполнением законов в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью возложены на органы прокуратуры Российской Федерации.

Многие специалисты по разному оценивают перспективы удачной реализации Закона. Но мы считаем и надеемся, что закон «О бесплатной юридической помощи в РФ» будет полностью реализован на практике и принесет надлежащую поддержку гражданам, нуждающимся в юридической помощи.

разработка и принятие регионального закона о бесплатной юридической помощи в рязанской области позволит в полной мере реализовать положения Федерального закона от 21 11 2011 № 324_ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».

А.В. Желтова специалист-эксперт отдела по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния Управления Минюста России по Рязанской области.

«Вестник Рязанской юстиции» № 6 2012.