Необходимо обратить внимание на те его элементы, реализация которых может быть осуществлена с использованием информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».

Во первых, это размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности России, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности и т.п. в информационно – телекоммуникационной сеть «Интернет» позволяет «легко, безопасно, дешево и без цензуры» распространять любую идеологию по всему миру (в том числе демонстрирование нацисткой атрибутики или символики), что способствует формированию ранее не существовавшего единого неонацисткого, расисткого сообщества, которое вдохновляет своих членов на совершение актов насилия.

Во вторых, активно используются участниками террористких и экстремистких организаций информационные ресурсы Интернета, позволяющие быстро и без дополнительных затрат найти разнообразные данные о способах изготовления самодельных взрывных устройств, методах осуществления преступлений террористического характера.

В третьих, экстремисткие группы используют информационно – телекоммуникационную сеть «Интернет» для финансирования своей деятельности  (финансирование сайтов через рекламу, трафики захождения на сайт и т.п.) либо иного содействия в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий (координация действий).

Именно поэтому  особую актуальность приобретает вопрос наличия в российском законодательстве необходимых средств для борьбы с проявлениями экстремизма в Интернете. Уголовное законодательство позволяет привлекать к ответственности физических лиц за распространение некоторых видов «опасной» информации с использованием компьютерных четей, в том числе информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».

Однако на сегодняшний день не окончательно решен вопрос, можно ли считать публичными призывы к осуществлению экстремисткой, в том числе террористической, деятельность либо информацию, возбуждающую ненависть или вражду, или оправдывающие терроризм, распространенные в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет»? По общему правилу, размещение информации в сети Интернет является публичным, так как данная информация адресована неограниченному кругу лиц. Но как рассматривать случаи, когда опубликование данных происходит в закрытых чатах, на страницах, к которым доступ имеет только строго ограниченное число людей, или рассылка экстремистких писем определенным адресатам? будет ли здесь присутствовать элемент публичности, либо подобные действия можно расценить как аспект свободы слова, или публичность, либо ее отсутствие вообще не будет играть роли при квалификации.

Д.В. Межевикин

ведущий специалист – эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области.

Вестник рязанской юстиции № 5

информационные ресурсы сети Интернет по материалам АПИ "Инициатива"Вестник Рязанской юстицииНеобходимо обратить внимание на те его элементы, реализация которых может быть осуществлена с использованием информационно – телекоммуникационной сети «Интернет». Во первых, это размещение программных документов различных групп, содержащих информацию, побуждающую к насильственному изменению конституционного строя и нарушению целостности России, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к...рязанский правовой портал