Одним из важнейших направлений проводимой в Российской Федерации административной реформы явилось формирование четкой и упорядоченной нормативной базы оказания государственными органами государственных услуг. Побудительными причинами активизации работы в этом направлении стали многочисленные злоупотребления и нарушения, которые имели место в указанной сфере. Кроме того, огромное разнообразие нормативных правовых актов, регулировавших соответствующие общественные отношения, приводило на практике к многочисленным коллизиям, существенным образом затрудняя реализацию государственными органами возложенных на них полномочий. Нельзя не отметить и тот факт, что излишние и обременительные требования в области оказания государственных услуг становились административными барьерами, препятствовавшими осуществлению гражданами и юридическими лицами принадлежащих им прав, особенно, в сфере предпринимательской деятельности.

Основные контуры реформы системы государственных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, были определены в Послании Президента Российской Федерации от 30 ноября 2010 года. В частности, по замечанию Президента Российской Федерации: «надо добиться прозрачности, четкости и простоты в каждодневных отношениях государства и гражданина», поскольку «понимание того, что чиновники служат народу, а не «вершат его судьбы» — основа демократического устройства». В этой связи Д.А. Медведев отметил, что важнейшим принципом системы государственных услуг должен стать принцип «одного окна» («Люди не должны собирать бумажки, бегая по разным присутственным местам»), а при оказании государственных услуг должны применяться современные технологии. Президент Российской Федерации также потребовал законодательно  ввести ответственность должностных лиц за нарушение сроков оказания государственных услуг и за несоблюдение процедур, предусмотренных соответствующими административными регламентами.

В целях реализации новых подходов к оказанию государственных услуг в 2010 году был принят новый Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Указанный законодательный акт впервые определил общие требования к процессу оказания государственных услуг, которые обязательны для федеральных, региональных и муниципальных органов власти независимо от их отраслевой принадлежности.

В числе указанных требований предоставление государственных услуг в соответствии с административными регламентами и исключительно в заявительном порядке (п.2 ст. 4, ч. 1 ст. 6 Федерального закона); обеспечение возможности получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя (ч. 3 ст. 6 Федерального закона); недопустимость истребования от заявителей документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Федерации, муниципальными правовыми актами (п. 1 ст. 7 Федерального закона); недопустимость требования от заявителей осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации, за исключением получения услуг, включенных в перечни, указанные в части 1 статьи 9 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (п. 3 ст. 7 Федерального закона).

Федеральный закон об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» также установил требования к административным регламентам, процедуре их разработки и принятия, ввел новую форму предоставления государственных и муниципальных услуг – в многофункциональных центрах, т.е. организациях, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна».

Анализ норм данного Федерального закона показывает, что целый ряд вопросов правового регулирования отношений в сфере оказания государственных услуг относится к компетенции субъектов Российской Федерации. Так, региональные власти устанавливают дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме; определяют случаи оказания государственных услуг за счет средств заявителя; устанавливают перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, оказываемых в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг, регулируют порядок определения размера платы за оказание услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации государственных услуг; определяют порядок формирования и ведения реестра государственных услуг субъекта Российской Федерации.

Таким образом, очевидно, что реализация положений Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и создания новой системы предоставления государственных услуг потребовали от органов власти мер по значительной корректировке нормативной базы не только на федеральном, но и на региональном уровне. (продолжение следует)

 Е.А Межевикин. ведущий специалист-эксперт отдела законодательства субъекта РФ, ведения федерального регистра и регистрации уставов муниципальных образований Управления Минюста России по Рязанской области.

 «Вестник рязанской юстиции» № 5.

законодательство Рязанской области по материалам АПИ "Инициатива"Вестник Рязанской юстициибюрократоведениеОдним из важнейших направлений проводимой в Российской Федерации административной реформы явилось формирование четкой и упорядоченной нормативной базы оказания государственными органами государственных услуг. Побудительными причинами активизации работы в этом направлении стали многочисленные злоупотребления и нарушения, которые имели место в указанной сфере. Кроме того, огромное разнообразие нормативных правовых актов, регулировавших соответствующие...рязанский правовой портал