Вторник, 23 апреля, 2024
Вестник Рязанской юстиции

Ошибки, допускаемые при создании и регистрации некоммерческих организаций

Ошибки, связанные с наименованием некоммерческих организаций, общественных и религиозных объединений.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 12 01 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно – правовую форму и характер деятельности.

Например: наименование организации – «Фонд «Наследие» не соответствует указанной статье, а наименование Фонд содействия сохранению памятников истории и культуры «Наследие» данной статье соответствует.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 19 05 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно – правовую форму и территориальную сферу деятельности.

Встречаются случаи, когда заявителем в наименовании общественного объединения указываются две организационно – правовые формы. Например: Автономная некоммерческая организация Негосударственное образовательное учреждение.

Кроме того, в названии общественного объединения не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, существующих в Российской Федерации политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с нарушением пункта 1 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях». В названиях общественных объединений, за исключением названий политических партий,  не могут содержаться слова «политическая», «партия» и образованные на их основе слова и словосочетания.

Общественное объединение, за исключением политической партии, имеет право использовать в своем названии личное имя гражданина.  Общественное объединение использует личное имя гражданина только с его письменного согласия или с письменного согласия его законных представителей.

В наименованиях образовательных учреждений не указываются виды образовательных программ, реализуемых данным учреждением.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона «О государственной службе Российского казачества» от 05 12 2005 г. № 154-ФЗ казачье общество – это добровольное объединение граждан Российской Федерации в форме некоммерческой организации, образованное в соответствии с федеральным законодательством, внесенное в государственный реестр казачьих обществ в российской федерации и члены которого в установленном порядке приняли на себя обязательства государственной или иной службы. исходя из этого, словосочетание «казачье общество» указывается только в наименовании казачьих обществ.

Также необходимо отметить, что использование в наименовании слов «Россия», «Российская Федерация», «федеральный» и образованных на их основе слов и словосочетаний может осуществляться только в соответствии с решением уполномоченного. Исключением являются общероссийские общественные объединения, которые в соответствии со статьей 14 Федерального закона «Об общественных объединениях» могут использовать в своих названиях наименования «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний без специального разрешения правомочного государственного органа.

Необходимо отметить, что государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации в связи с дополнением наименования некоммерческой организации олимпийской и (или0 паралимпийской символикой, осуществляется после заключения соответствующего договора некоммерческой организации с Международным олимпийским комитетом и (или) Международным паралимпийским комитетом  или уполномоченными организациями.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 04 12 2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» в наименовании общественных объединений указывается виды спорта, в целях развития которых они созданы.

Ошибки при заполнении форм заявлений, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов , регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

— в заявлении неверно указывается наименование уполномоченного органа, принимающего решение о государственной регистрации : «Управление министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области»;

— наименование, указанное в заявлении, не полностью соответствует наименованию, указанному в уставе организации;

— количество учредителей, указанных в заявлении, не соответствует количеству приложенных сведений на каждого учредителя; при этом на каждом приложении должна быть подпись заявителя, а не учредителя;

— в сведениях о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени некоммерческой организации, не указывается должность руководителя;

— зачастую неверно указывается дата присвоения ОГРН (вместо нее заявителем указывается дата внесения изменений в ЕГРЮЛ или др.);

— в строках заявлений, оставленных без заполнения, не проставляются прочерки;

— иногда вместо учетного номера некоммерческой организации заявителем указывается ОГРН или же строка, содержащая учетный номер, не заполняется вовсе;

Встречаются случаи указания старого учетного номера, содержащего до четырех цифровых знаков, при наличии нового учетного номера, содержащего десятизначное число.

— неверно указывается организационно – правовая форма организации;

— иногда указываются виды экономической деятельности не соответствующие Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

кроме того, необходимо учитывать, что срок подачи документов для государственной регистрации в Управление Министерства Юстиции Российской Федерации по рязанской области для некоммерческой организации (в соответствии с п. 1 ст. 13.1 Федерального закона «Об общественных объединениях») составляет три месяца со дня принятия решения о государственной регистрации.

Ошибки при оформлении уставов.

— Уставы зачастую не прошиваются и не пронумеровываются;

— не всегда указывается характер деятельности некоммерческой организации, что противоречит п. 1 ст. 4 Федерального закона «О некоммерческих организациях»;

— согласно п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер деятельности и организационно – правовую форму, место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью, предмет и цели деятельности, сведения о филиалах и представительствах, права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены некоммерческой организации и выхода из нее (в случае, если некоммерческая организация имеет членство), источники формирования имущества некоммерческой организации, порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации, порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации и иные положения, предусмотренные указанным федеральным законом и иными федеральными законами;

— в уставах общественных объединений часто предусматривается «кооптация» в члены постоянно действующего руководящего органа или досрочное прекращение полномочий его членов, причем решение этих вопросов отнесено к компетенции постоянно действующего руководящего органа, что противоречит ст. 29 ФЗ «О Некоммерческих организациях».

— согласно ст. 20 Федерального закона «Об общественных объединениях» устав общественного объединения должен предусматривать:

1) название, цели общественного объединения, его организационно – правовую форму;

2) Структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионные органы общественного объединения, территорию в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

3) условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

4) Компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

5) порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

6) источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

7) Порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Приведенные условия по содержанию уставов не всегда соблюдаются.

Ошибки в протоколах заседания высших органов управления некоммерческими организациями.

В соответствии с п. 3 ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» для государственной регистрации в Управление юстиции Российской Федерации по рязанской области подается, наряду с другими документами, выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих органов и контрольно – ревизионного органа. в указанной выписке заявителями:

— не всегда указываются дата и место проведения собрания (конференции);

— не избираются, либо не указываются председатель и секретарь собрания;

— зачастую отсутствуют сведения о количественном и персональном составе рабочих органов;

— не всегда указывается общее количество присутствующих и определяется наличие кворума на голосовании;

— сведения об избранных членах руководящих и контрольно-ревизионных органов указываются не полностью (например, фамилия без имени и отчества, что нарушает требования п. 1.7.3. правил рассмотрения заявлений – приложения № 1 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 25.03.2003 № 68;

— зачастую отсутствуют подписи и печати (при наличии у организации печати);

— представляются копии протоколов либо выписок из них, тогда как для осуществления государственной регистрации требуются два оригинальных экземпляра;

— в нарушении ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» не предоставляются протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний.

Ошибки, допускаемые заявителями при регистрации профсоюзных организаций.

1. При государственной регистрации первичные профсоюзные организации должны представлять, наряду с другими документами, уведомления общероссийских профсоюзов, подтверждающие их согласие на создание такой организации и внесение соответствующих изменений.

2. При заполнении заявления заявителю необходимо указывать территориальную сферу деятельности профсоюзной организации (в соответствии со ст. 14 ФЗ от 19 05 1995 г. 82-ФЗ_ «Об общественных объединениях», т.к. организационно – правовой формой профсоюзной организации является общественная организация). Заявитель это требование закона часто игнорирует.

3. При изменении наименования профсоюзной организации в связи с изменением названия предприятия (организации), в которой создана профсоюзная организация, заявитель должен представить на государственную организацию заявление по форме РН0003, а не по форме РН0004. Заявление по форме РН0004 представляется в случае изменения названия профсоюзной организации в связи с изменением наименования общероссийского (межрегионального) профсоюза.

4. В соответствии со ст. 21 Федерального закона «Об общественных объединениях» в случае, если отделение общественного объединения не принимает собственного устава и действует на основании устава того общественного объединения, отделением которого оно является, заявитель должен представить на государственную регистрацию уведомление от центрального руководящего органа данного общественного объединения. Уведомление должно содержать сведения о наличии отделения, месте его нахождения, а также сведения о его руководящих органах. иногда заявителем это требование закона выполняется не в полном объеме – указываются только сведения о наличии отделения, а сведения о месте нахождения и сведения о руководящих органах отделения не сообщаются.

Ошибки, допускаемые заявителями при регистрации религиозных организаций.

1. Согласно п. 3 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», участниками местной религиозной организации могут быть только лица, постоянно проживающие в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

2. согласно п.2 ст. 10 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации в случае принадлежности к централизованной религиозной организации в уставе должны указывать на такую принадлежность, а также указывать наименование централизованной религиозной организации. Кроме того, устав местной религиозной организации зачастую не заверяется централизованной религиозной организацией, несмотря на прямое указание на это в самом уставе.

3. в соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.

Ошибки при подаче документов для государственной регистрации некоммерческих организаций в связи с ликвидацией и реорганизации.

— нарушаются правила п. 1 статьи 9 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», согласно которым заявителями при ликвидации могут являться: конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор);

— зачастую заявители путают понятия «ликвидатор» и «председатель ликвидационной комиссии», неправильно указывая их в документах;

— в уведомлении по формам РН0005, РН0006 и РН0007 неправильно указывается наименование Управления министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области;

— при предоставлении документов на 2-ой этап ликвидации заявители не сдают свидетельства и уставы для их аннулирования;

— в соответствии с п. 2, п. 5 ст. 63 ГК РФ, п. 3 ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях»  промежуточный ликвидационный и ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) некоммерческой организации или органом, принявшим решение о ее ликвидации;

— необходимо строго соблюдать срок заявления требований кредиторами, который в соответствии со ст. 63 ГК Ф, ст. 19 Федерального закона «О некоммерческих организациях» должен составлять не менее чем два месяца;

— в протоколе о принятии решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора) указывается не соответствующее уставу наименование органа, принявшего решение о ликвидации, либо решение о ликвидации принимает орган, не имеющий соответствующих полномочий;

— нарушается трехдневный срок, установленный для подачи документов на государственную регистрацию в связи с принятием решения о ликвидации и формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора);

— в случае участия в реорганизации двух или более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации;

— зачастую реорганизуемое юридическое лицо после внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о начале процедуры реорганизации один раз (вместо двух раз) помещает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридических лиц, уведомление о своей реорганизации.

Разъяснения по количеству учредителей некоммерческих организаций.

Согласно ст. 15 федерального закона «О некоммерческих организациях» число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц.

В.В. Лактюшин – начальник отдела по делам некоммерческих организаций Управления Минюста России по Рязанской области