Вторник, 23 апреля, 2024
трудовое право

Профессия менеджер

В последнее время особенно популярной стала профессия менеджера. Такое впечатление что как минимум треть работоспособного населения страны стали менеджерами. А минимум половине организаций эти самые менеджеры требуются.

Менеджеры везде. Непонятно как мы до этого обходились без них. И так же непонятно: где результат от их плодотворного управленческого труда.

Вначале давайте определимся, что такое менеджер с точки зрения нормативных актов.

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 профессия менеджер предполагает выполнение следующих функций: «…. управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации, направленной на удовлетворение нужд потребителей и получение прибыли за счет стабильного функционирования, поддержания деловой репутации и в соответствии с предоставленными полномочиями и выделенными ресурсами…».

Как видно из вышеприведенного нормативного акта менеджер – это прежде всего руководитель того или иного уровня. Соответственно и круг решаемых менеджером задач под стать его основной функции. Все тот же квалификационный справочник, утвержденный вышеприведенным Постановлением Минтруда разъясняет что: «Исходя из стратегических целей деятельности предприятия, учреждения, организации планирует предпринимательскую или коммерческую деятельность. Осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес — планов и коммерческих условий, заключаемых соглашений, договоров и контрактов, оценивает степень возможного риска. Анализирует и решает организационно — технические, экономические, кадровые и социально — психологические проблемы в целях стимулирования производства и увеличения объема сбыта продукции, повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, экономного и эффективного использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов. Осуществляет подбор и расстановку кадров, мотивацию их профессионального развития, оценку и стимулирование качества труда. Организует связи с деловыми партнерами, систему сбора необходимой информации для расширения внешних связей и обмена опытом. Осуществляет анализ спроса на производимую продукцию или услуги, прогноз и мотивацию сбыта посредством изучения и оценки потребностей покупателей….»

Интересно, много ли работников, гордо именующих себя менеджерами, соответствуют установленным требованиям?

Начинаешь разговаривать с нашими «менеджерами», спрашивать об их трудовых обязанностях и сразу видно, что те, кто называет себя менеджерами на самом деле являются кем угодно, только не управленцами.

Так должностные обязанности одного менеджера полностью повторяют обязанности младшего продавца, но отнюдь не менеджера. другой, гордо именующий себя менеджером по ведению заказов на самом деле выполняет то, что в едином тарифно –квалификационном справочнике называется приемо–сдатчик, для занятия должности которого совсем не требуется высшего образования и т.п. Вполне достаточно уметь читать и писать на уровне средней школы. Третий вообще – раздает всем визитки, где он солидно поименован менеджером по комплектации, а посмотрев на его фактическую работу понимаешь, что перед тобой вовсе не руководитель, а всего лишь грузчик. И стоило ли пять лет просиживать штаны в университете, платить за образование немалые деньги. и всего лишь для того, чтобы в твоей трудовой книжке вместо грузчика стояло солидное слово «менеджер».

В общем получается, что как был дефицит настоящих управленческих кадров, так и остался. а все эти наименования всего лишь мишура (или понты, уж кому как нравится) не имеющая ничего общего с реальностью. Вот уж поистине — самый распространенный миф о менеджменте – предположение его существования (из законов Мэрфи)

Можно как то понять стремление работодателей к подмене фактически нужных должностей их псевдоменеджерскими аналогами. При имеющем место быть дефиците работников переименование должности в более звучную, может явиться дополнительным стимулом для потенциальных работников.

Кроме того, не следует забывать и о том, что если занимаемая должность хотя бы теоретически предполагает осуществление хоть каких то управленческих функций, то лицо, ее занимающее несет повышенные с остальными сотрудниками обязанности – начиная от возможности установления для него ненормированного рабочего дня и заканчивая возложением полной материальной ответственности.

Если взять людей уже зрелых, а тем паче, стоящих на пороге пенсионного возраста, то тут тоже можно хотя бы объяснить их стремление к занятию (а вернее к прописанию в трудовой книжке и трудовом договоре) менеджерской должности банальным желанием хоть как то доказать, что карьера удалась и жизнь прожита не зря.

Совсем непонятно стремление молодых кадров непременно быть менеджерами.

Ведь если при поиске новой работы у молодого человека в резюме будет прописано, что он где то, когда работал каким то там менеджером, то вряд ли опытные работодатели поверят тому факту, что достаточно юный, только что со школьной, а в лучшем случае студенческой скамьи, мог реально чем то там руководить. Могут в лучшем случае просто отметить факт работы менеджером как небольшое преувеличение, вызванное вполне понятным желанием выглядеть посолиднее, а в худшем – расценят такого соискателя как обыкновенного балабола со всеми вытекающими последствиями.

Ну в самом деле – какой прагматичный директор поверит в наличие реального управленческого опыта у такого работника.

А что касается солидности, то молодым специалистам можно посоветовать одно: не гоните лошадей и не пытайтесь бежать впереди паровоза. Помните, что у вас все впереди, а наличие в трудовой биографии того факта, что вы начинали свою трудовую карьеру на рабочей должности впоследствии, как ни странно, может только повысить ваши ставки в карьерной гонке. Ибо для нормального адекватного работодателя человек, поднявшийся с самых что ни на есть трудовых низов, сделавший себя сам, всегда будет иметь приоритет перед теми, у кого в трудовой книжке и резюме одни только начальственные должности.

Опять же, менеджер, у которого в начале трудовой биографии наличествует рабочая должность всегда при случае может сказать, (особенно когда сказать больше нечего, а надо бы) что он свою карьеру с низов начинал, что он всего своим горбом добился, не то что некоторые офисные крысы, которые могли бы и помолчать, когда опытные люди что то говорят. а сколько великих людей начинали свою биографию с рабочих должностей, наверное, и перечислять не стоит.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три − два =

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.