Отказ в регистрации некоммерческих организаций и его основания
Законодательство о некоммерческих организациях, инициаторами развития которого в свое время были экономисты, формировалось сразу после принятия Гражданского кодекса Российской Федерации. Помимо кодекса, имеются два акта статусного характера: Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Другие законы, такие как № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., № 315_ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г. главным образом характеризуют соответствующие некоммерческие организации. Специалисты насчитывают от 17 до 22 форм некоммерческих организаций, и это не удивительно, поскольку возможность появления новых форм закреплена в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Государственная регистрация, либо отказ в государственной регистрации некоммерческих организаций, допускается только в строго определенных законом случаях.
Если рассматривать подробнее Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», то статья 23.1 данного закона, введенная в 2006 году, на настоящий момент предусматривает 8 оснований для отказа:
1) если учредительные документы некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием;
3) если наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан;
4) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом (закон о некоммерческих организациях – прим. админ.), представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган;
5) если выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с пунктом 1.2 статьи 15 настоящего федерального закона;
6) если решение о реорганизации, ликвидации некоммерческой организации, о внесении изменений в ее учредительные документы или об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», принято лицом (лицами), не уполномоченными на то федеральным законом и (или) учредительными документами некоммерческой организации;
7) если установлено, что в определенных для государственной регистрации документах содержаться недостоверные сведения;
в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1.1. статьи 23.1.
в соответствии с пунктом 1.1. статьи 23.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в случае, если представленные для государственной регистрации документы, оформлены в ненадлежащем порядке, уполномоченный орган или его территориальный уполномоченный орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации до устранения заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации, но не более чем на три месяца. При принятии решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации прерывается течение срока, установленного пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». часть такого срока, истекшая до принятия решения о приостановлении государственной регистрации некоммерческой организации, не засчитывается в новый срок, течение которого начинается со дня представления документов, оформленных в надлежащем порядке.
Неустранение заявителем оснований, вызвавших приостановление государственной регистрации некоммерческой организации в установленный срок, является основанием для принятия уполномоченным органом или его территориальным органом решения об отказе в государственной регистрации.
По сути пункт 1.1. статьи 23.1, введенный Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 170-ФЗ, устранил одно из оснований для отказа в государственной регистрации, а именно «оформление документов в ненадлежащем порядке», позволив тем самым не отказывать, а приостанавливать регистрационные действия до устранения выявленных нарушений в оформлении документов. Вместе с тем необходимо учитывать, что если заявитель в течение установленного ему срока не устраняет основания вызвавшие приостановление государственной регистрации, то ему также может быть отказано в государственной регистрации некоммерческой организации.
В государственной регистрации общественного объединения в соответствии с Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» может быть отказано по схожим основаниям. Законодатель при государственной регистрации общественного объединения не предусмотрел возможности приостанавливать регистрационные действия и в статье 23 вышеуказанного Федерального закона определил четкие основания для отказа, а именно:
1) если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
2) если необходимые для государственной регистрации документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, представлены не полностью, либо оформлены в ненадлежащем порядке, либо представлены в ненадлежащий орган;
3) если выступившее в качестве учредителя общественного объединения лицо не может быть учредителем в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона;
4) если ранее зарегистрированное общественное объединение с тем же наименованием осуществляет свою деятельность в пределах той же территории;
5) если установлено, что в представленных учредительных документах общественного объединения содержится недостоверная информация;
6) если наименование общественного объединения оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.
Исходя из статьи 6 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» одной из форм некоммерческих организаций также являются религиозные организации, которым в соответствии с законодательством может быть отказано в государственной регистрации. Так, в государственной регистрации религиозной организации может быть отказано на основании статьи 12 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в случаях если:
1) цели и деятельность религиозной организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации – со ссылкой на конкретные статьи законов:
2) создаваемая организация не признана религиозной;
3) устав и другие представленные документы не соответствуют требования законодательства Российской Федерации или содержащиеся в них сведения недостоверны;
4) в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;
5) учредитель (учредители) неправомочен.
Отказ в государственной регистрации по мотивам нецелесообразности создания не допускается.
в случае отказа в государственной регистрации заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.
отказ в государственной регистрации, а также уклонение от такой регистрации может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
Отказ в государственной регистрации не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
Повторная подача заявления о государственной регистрации и вынесение по этому заявлению решения осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим федеральным законом (о религиозных объединениях — прим. админ.).
На практике, большинство отказов в государственной регистрации происходит из за невнимательного составления или заполнения документов, предусмотренных Федеральными законами и которые подаются заявителем в орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации некоммерческих организаций. В Рязанской области таким органом является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области.
Чаще всего, ошибки встречаются в заявлениях различных форм (например, о государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании и др.), в листах – приложениях к данным заявлениям, протоколах высших руководящих органов либо учредительных собраний и уставах создаваемых организаций.
особое внимание хотелось бы обратить на заполнение заявления о государственной регистрации, так как оно заверяется нотариально и дальнейшее внесение в него поправок, если допущена ошибка, не допускается.
нередки случаи представления заявлений о государственной регистрации по неустановленной форме, что также не позволяет зарегистрировать или внести изменения в Единый государственный реестр юридических лиц.
Частые ошибки в протоколах – это:
— отсутствие подробного рассмотрения вопросов повестки дня;
— указание присутствующих без обозначения общего количества членов организации, что не позволяет сделать вывод о наличии кворума и легитимности принятых решений;
— не выражение четкой последовательности волеизъявления присутствующих на собрании: «слушали – голосовали – постановили»;
В уставах организаций больше всего замечаний вызывают главы: «Общие положения», «Руководящие органы Организации», «Реорганизация, ликвидация Организации». здесь, как правило, не соблюдаются требования специализированных Федеральных законов, например, таких как № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11 августа 1995 г., № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» от 1 декабря 2007 г., и некоторых других. Гражданам следует обратить внимание на то, что при создании определенной некоммерческой организации или общественного объединения необходимо руководствоваться не только федеральными законами «Об общественных объединениях» и «О некоммерческих организациях» в «чистом» виде, но и главным образом нормативно – правовыми актами характеризующими «особые» некоммерческие организации и общественные объединения, как уже говорилось выше.
С 1 января 2010 года по 1 января 2011 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области принято 20 решений об отказе в государственной регистрации некоммерческим организациям различных организационно – правовых форм (из них 10 – общественным объединениям, 10 – некоммерческим организациям).
Заявителем следует помнить, что в соответствии со статьей 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации: государственная пошлина – сбор, взимаемый с организаций и физических лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными актами органов местного самоуправления, за совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. статья 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований возврата или зачета государственной пошлины. таким образом, при отказе в государственной регистрации государственная пошлина за совершение юридически значимых действий возврату не подлежит.
В Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области бесплатно проводятся консультации по вопросам государственной регистрации, составу и порядку подачи документов на государственную регистрацию при создании, внесению изменений в сведения о некоммерческих организациях в Единый государственный реестр юридических лиц и др.
Для получения консультаций по данным вопросам необходимо обращаться в отдел по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области по адресу: г. Рязань, ул. Либкнехта, д. 18 (контактный телефон: 97 – 51 – 18).
Кроме того, информацию возможно получить на официальном сайте Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области.
Д.В. Межевикин ведущий специалист – эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции
Российской Федерации по Рязанской области
по материалам «Вестник рязанской юстиции» № 2 за март 2011 года.