Среда, 24 апреля, 2024
Вестник Рязанской юстиции

Проверка финансово – хозяйственной деятельности некоммерческих организаций

В соответствии с положением об Управлении Министерства юстиции  Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства юстиции Российской Федерации  от 21 мая 2009 г. № 147, на территориальные органы возложены функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, а так же за соблюдением ими законодательства Российской Федерации. А компетенцию Управления юстиции Российской Федерации так же входит проведение проверок финансово – хозяйственной деятельности некоммерческих организаций всех организационно – правовых форм, за исключением профессиональных союзов, их объединений (ассоциаций), первичных профсоюзных организаций, потребительских кооперативов, государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, региональных отделений политических партий, религиозных организаций.

Проведение проверок финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 01 1996 № 7-ФЗ «Об общественных объединениях», Постановлением Правительства РФ от 15 04 2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».

Управлением Минюста России по Рязанской области государственных финансовый контроль осуществляется в виде проверок соответствия деятельности по расходованию денежных средств и использованию иного имущества некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительным документами и законодательству российской федерации. Данный контроль осуществляется путем проведения анализа и проверки достоверности поступивших от некоммерческих организаций отчетов и проведения документальных, выездных и камеральных проверок.

Цели проведения проверок финансово – хозяйственной деятельности некоммерческих организаций определяются в зависимости от особенностей их деятельности.

Все действующие в настоящее время некоммерческие организации на основании пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях» наделены специальной правоспособностью: они могут осуществлять только те из не запрещенных законодательством российской Федерации видов деятельности, которые соответствуют целям их деятельности и предусмотрены в их учредительных документах.

Задачи проверки финансово- хозяйственной деятельности некоммерческих организаций включают проверку формирования целевых доходов некоммерческой организации и правильности отражения их в учете, проверку расходования средств целевого финансирования и соответствия их расходным статьям сметы и законодательства о некоммерческих организациях, проверки правильности документального оформления и отражения в учете операций по движению активов, контроль за полнотой и достоверностью показателей финансовой отчетности некоммерческих организаций.

Некоммерческие организации должны вести бухгалтерский учет по единым методологическим основам и правилам, установленным законодательством Российской Федерации.

Главой 25 Налогового кодекса РФ предусмотрена обязанность некоммерческих организаций по ведению раздельного учета доходов и расходов по уставном и предпринимательской деятельности. Средства, полученные от предпринимательской деятельности, так же, как и средства от некоммерческой деятельности, должны быть использованы в строгом соответствии с требованиями учредительных документов.

В ходе проведения проверок изучаются бухгалтерские документы некоммерческой организации в совокупности с ее учредительными документами. при этом необходимо наличие таких документов как:

— приказ по учетной политике организации;

— документов, содержащих годовую бухгалтерскую отчетность в объеме сведений, представленных в налоговый орган;

— финансовый план или смета;

— книга учета доходов и расходов (для организаций, перешедших на упрощенную систему налогообложения);

— кассовая книга, первичные учетные документы по кассе, прошитые и пронумерованные;

— оборотные ведомости;

— материальные отчеты;

— банковские документы по рублевым и валютным счетам, прошитые и пронумерованные;

— договоры и документы об использовании договоров (в том числе счета – фактуры, акты приема выполненных работ);

— учредительные документы, решения и протоколы заседаний руководящих органов;

— акты приема – передачи и ввода в эксплуатацию основных средств, регистры учета основных средств;

— штатное расписание некоммерческих организаций;

— авансовые отчеты, расчетно – платежные ведомости;

— другие документы, в том числе касающиеся получения грантов, участия в хозяйственных обществах и товариществах, ведения предпринимательской деятельности;

В процессе проверки расходования денежных средств некоммерческой организации, не осуществляющей предпринимательскую деятельность, будет обращаться внимание на структуру затрат: прямых, связанных с выполнением некоммерческих программ (проектов), и косвенных (административных). так, если организация имеет статус благотворительной, она не вправе использовать на оплату труда административно – управленческого персонала более 20 процентов финансовых средств, расходуемых этой организацией за финансовый год (п. 3 ст. 16 Федерального закона от 11 августа 1995 №  135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»). Кроме того, входе проверки проверяется соответствие деятельности благотворительной организации статье 17 Федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»; на финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80 процентов поступивших за финансовый год доходов от внереализационных операций, поступлений от учрежденных благотворительной организацией хозяйственных обществ и доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности. При реализации долгосрочных благотворительных программ поступившие средства используются в сроки, установленные этими программами. Все хозяйственные операции, проводимые некоммерческими организациями, должны быть обоснованы и оформлены оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Документально подтвержденными расходами являются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 11 1996 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете» первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должна содержать обязательные реквизиты, поименованные в указанной статье. В соответствии с положениями указанной статьи органы статистика разработали и утвердили целый ряд альбомов унифицированных форм, которыми следует руководствоваться.

Любая некоммерческая организация независимо от ее организационно- правовой формы не может осуществлять свою деятельность без определенных хозяйственных средств. Финансовые средства некоммерческой организации могут выражаться в двух основных видах: наличные деньги и безналичные деньги. Операции с наличными денежными средствами в некоммерческих организациях осуществляется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в РФ, утвержденному Решением Совета Директоров Центрального банка России от 22 09 1993 № 40.

Особое внимание в процессе проверки финансово-хозяйственной деятельности  уделяется формулировкам в текстах платежных и иных первичных документов. Лица, создавшие и подписавшие документ несут ответственность за своевременное и доброкачественное создание документов, соблюдение сроков передачи для отражения в бухгалтерском учете, за достоверность информации, содержащейся в документе.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в некоммерческих организациях и соблюдение законодательства в соответствие со ст. 6 федерального закона от 21 11 1996 г. № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете», при выполнении хозяйственных операций несут руководители.

Наиболее распространенными нарушениями, по результатам проверок, является: отсутствие подписи в первичных учетных документах; исправления в кассовых и бухгалтерских документах; отсутствие журнала кассира – операциониста, а также приказа об утверждении учетной политики организации с приложением рабочего плана счетов.

так, например, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области с 24 августа по 10 сентября 2009 года была произведена выездная проверка некоммерческой организации – Фонд «Рязанский молодежный бизнес-инкубатор» (далее – Фонд), в ходе которой установлено, что бухгалтерская документация не ведется, последняя налоговая проверка Фонда была до 2007 года, фонд имеет два расчетных счета, поступление и расходование денежных средств по расчетным счетам Фонда отследить не удается в связи с отсутствием ряда документов: авансовых отчетов, договоров, приказов, указанных в назначении платежа платежных поручений.

на основании нарушений, выявленных в результате проверки, направлено письмо в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 2 по Рязанской области с просьбой провести проверку Фонда «Рязанский молодежный бизнес-инкубатор». В настоящее время решением Советского районного суда от 12 11 2009 Фонд «Рязанский молодежный бизнес-инкубатор» ликвидирован.

В 2009 году отделом по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Рязанской области было проведено 77 проверок финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций.

 

О.Н. Луканова

Ведущий специалист – эксперт отдела по делам

некоммерческих организаций Управления Минюста

России по Рязанской области

по материалам «Вестник Рязанской юстиции» № 1, декабрь 2010 г.