Пятница, 29 марта, 2024
корпоративные

Ликвидация организации. Начало.

Рассмотрим перечень документов, необходимых для начала официальной процедуры ликвидации коммерческой организации и правил их оформления.

Решение о ликвидации юридического лица

Ваш протокол (или решение единственного участника) о ликвидации организации лица будет состоять из следующих вопросов:

  1. Ликвидация организации;
  2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора);
  3. Назначение срока для предъявления претензий кредиторов и (возможно) адресе по которому будет осуществляться доставка корреспонденции ликвидируемой фирмы.

С решением о ликвидации все просто. Пишем в протоколе:
1. Ликвидировать ООО (ЗАО) ….в связи с » (нерентабельностью, неплатежеспособностью, минованием необходимости в его деятельности) и тому подобное.
2. Назначить ликвидационную комиссию в составе ………
Если ликвидировать будет один человек, то вместо ликвидационной комиссии назначаем одного ликвидатора.
Вопреки мнению некоторых предпринимателей в состав ликвидационной комиссии может входить кто угодно, а не только учредители ликвидируемой организации. В последнее время все больше получает распространение практика передачи полномочий ликвидатора внешним специалистам, специализирующимся на вопросах ликвидации организаций.
3. Установить срок для предъявления претензий кредиторов в 2 месяца с момента опубликования решения о ликвидации общества в «Вестнике государственной регистрации».
Два месяца это установленный законодательством минимальный срок для предъявления претензий при ликвидации организации. Вы можете увеличить его на сколь угодно долгий срок. Закон не запрещает.
Если адрес, по которому будет осуществляться переписка ликвидируемой организации со всеми ее кредиторами и дебиторами отличается от указанной в уставе, то не лишним будет указать реальный адрес ликвидационной комиссии (ликвидатора). Это может быть любой адрес, корреспонденция, направленная на который не затеряется и не вернется обратно отправителю.

примечание: помимо официально установленной Гражданским кодексом процедуры ликвидации юридического лица довольно широкое распространение получила так называемая «параллельная» ликвидация организации в виде присоединения ее к другому юридическому лицу или же простому переводу прав участника общества на другое лицо. На первый взгляд все легко и просто, но, однако же, этот способ становиться все более рискованным. Государство постепенно наводит порядок в такой деликатной сфере как освобождение от ответственности.

Уведомление о ликвидации юридического лица

Для уведомления налоговой инспекции о ликвидации вашей организации необходимо предоставить в нее уведомления по форме 15016 (уведомление о ликвидации юридического лица и о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) юридического лица). С 25 ноября 2020 года действуют новые формы, утвержденные Приказом ФНС РФ ЕД-7-14/617@ от 31 августа 2020 г.

Впрочем, на сайте ФНС в разделе «программные средства» вы можете скачать программу для подготовки документов для государственной регистрации. Делать в ней куда как удобнее.
Подписи заявителя на уведомлении по форме 15001 подлежат обязательному нотариальному заверению.
Если вы собираетесь отправлять уведомление в электронном виде, то к нотариусу ходить не надо. Но помните, что электронную подпись надо будет переоформить не на директора, а на ликвидатора (председателя ликвидационной комиссии). Иначе отказ.

Есть один нюанс: для подачи уведомления о ликвидации в электронном виде требуется наличие цифровой подписи именно на ликвидатора, а не на директора.

Но удостоверяющие центры могут переоформить электронную подпись на ликвидатора только после того, как в ЕГРЮЛ появится запись о том, что организация находится в стадии ликвидации.

Но подать заявление об этом может только ликвидатор.

Выход:  уведомление о ликвидации по форме 15016 придется заверять через нотариуса (стоит 1500 рублей и для этого необходимы устав, решение о создании, о ликвидации, иногда некоторые нотариусы требуют еще свидетельства ИНН и ОРГРН) и отсылать по почте в ФНС (или сдать туда лично).

Пенсионный фонд о ликвидации уведомлять не нужно, но зато с 2020 года в течении трех дней с момента принятия решения о ликвидации необходимо внести сведения об этом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц (далее — ЕФРСФДЮЛ). Внести сведения в этот федреестр можно только через его сайт.
Без таких сведений уведомление о ликвидации в регистрирующем органе не примут. Вернее примут, но напишут отказ.

Важно: законом о регистрации юридических лиц установлен трехдневный срок для уведомления регистрирующего органа (налоговой инспекции) о принятом решении о ликвидации фирмы. Если вы не уложитесь в три дня, то на вас наложат штраф в пять тысяч рублей за несвоевременное сообщение о начале процедуры ликвидации юридического лица.

После внесения регистрирующим органом записи в единый государственный реестр юридических лиц о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
П. 3 ст. 62 ГК РФ гласит, что с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Также ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
В соответствии с пунктом 1 этой статьи 64 ГК РФ (и аналогичных норма законов об ООО, АО, о некоммерческих организациях и пр.) ликвидационная комиссия публикует в Вестнике государственной регистрации объявление о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.

Обратите внимание: размещение уведомления в федреестре не отменят необходимость публикации объявления о ликвидации в Вестнике государственной регистрации.

На данной стадии ликвидационная комиссия также принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Напоминаем, что юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации, не утрачивает своей дееспособности (в частности, оно обязано начислять и выплачивать налоги и сборы, предусмотренные действующим налоговым законодательством, а также штрафы, пени, неустойки).
Но учитывая то, что, главной задачей юридического лица становится окончание своей деятельности и исключение из ЕГРЮЛ все сделки, совершаемые юридическим лицом в период ликвидации должны быть направлены на завершение текущих дел, осуществление расчетов с кредиторами.
При возникновении сложностей при ликвидации вы всегда можете обратиться к нашим юристам для совета или полного сопровождения ликвидации вашей фирмы.

ликвидация ООО и других организаций в Рязани, Рязанской области и смежных регионах

тел: +7(903) 839-22-80