Среда, 9 октября, 2024
трудовое право

Ненормированный рабочий день. Несколько советов работнику

«Ненормированный рабочий день» – в прежние  времена это словосочетание прочно ассоциировалось с какой либо высокопоставленной должностью. При обычных обстоятельствах применялся ненормированный рабочий почти исключительно к руководящим сотрудникам, наглядно показывая тем самым, что обилие начальственных  прав перекрывается их, руководителей, повышенной ответственностью и занятостью.

Применение условий ненормированного рабочего дня к обычному сотруднику, не обремененному административно – властными полномочиями было исключительным случаем. Принцип социальной справедливости соблюдался свято. Хочешь больше руководить – больше работай, а не хочешь больше работать – не лезь в руководители.

Но все течет, все изменяется. И постепенно число сотрудников с ненормированным рабочим днем все возрастает и возрастает, причем независимо от степени важности их должности и характера выполняемой ими работы.

Если смотреть с точки зрения работодателя, то, безусловно, ему более выгодны работники с ненормированным рабочим дней, чем работники, занятые на сверхурочных работах. Главных причин тому две

— ненормированный рабочий день применяется к работнику только на основании приказа руководителя. А при сверхурочной работе требуется еще и согласие работника.  То есть, если работник, принятый на должность на условиях ненормированного рабочего дня откажется работать сверх нормальной продолжительности рабочего дня, то его без проблем можно уволить за нарушение трудовой дисциплины. Чего ни в коем случае нельзя сделать при отказе работника трудиться просто сверхурочно в порядке ст. 99 ТК РФ (без согласия работника можно привлечь его к сверхурочным работам только при возникновении чрезвычайных, общественно опасных ситуаций (ч. 3 ст. 99 ТК РФ).

— работа за нормальной продолжительностью при ненормированном рабочем дне не оплачивается дополнительно как сверхурочная работа.

Поэтому среди работодателей и получает все большее распространение такая порочная практика как все более широкое введение ненормированного рабочего дня, причем не обусловленное никакой реальной необходимостью.

Вместе с тем нельзя не отметить хотя бы формальные попытки руководителей придать законный вид повышению эксплуатации. Если раньше работодатели просто говорили работникам, что их предприятие частное и Трудовой кодекс на них не распространяется, то теперь важно сообщают  работяге: «у тебя же ненормированный рабочий день», полагая тем самым, что работник теперь обязан работать сколько руководство сочтет нужным. Тем паче, что в Трудовом кодексе четко не прописано максимально возможная переработка при ненормированном рабочем дне.  Ну а раз четко не прописано, некоторые предполагают что неограниченно долго, ну прям как негры на плантациях. Однако это не так.

Работникам,  считающим, что под видом установления им ненормированного рабочего дня их подвергают банальной эксплуатации, следует помнить несколько моментов:

1. Перечень должностей с ненормированным рабочим днем должен быть  специально оговорен как минимум в отдельном локальном нормативном акте вашей организации. А как максимум этот перечень должен быть зафиксирован в коллективном договоре и согласован с профсоюзной организацией, если таковые у вас имеются.

2. Работа в режиме ненормированного рабочего дня означает эпизодическое привлечение работника к выполнению исключительно своих трудовых функций, то есть тех, что прописаны у него в трудовом договоре. А если на работника под видом выполнения работ по ненормированному рабочему дню навешивают еще и дополнительные обязанности типа механик – слесарь или бухгалтер – маркетолог или секретарь он же экспедитор или тому подобное, то это прямое нарушение трудового законодательства и карается нашим государством со всей строгостью при выявлении подобных фактов «негласного совместительства».

3. Работа по должности с ненормированным рабочим днем ни в коей мере не означает систематическое привлечение к бесплатной работе  в выходные и праздничные дни. Такого же мнения придерживается и Федеральная служба по труду и занятости, которая в своем письме от 7 июня 2008 г. N 1316-6-1 «О работе в режиме ненормированного рабочего дня» разъяснила, что: «……введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и т.д. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни.

Таким образом, привлечение работников, которым установлен ненормированный рабочий день, к работе в их выходные и нерабочие праздничные дни должно осуществляться с применением положений ст. 113 и ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации»

4. Работа с ненормированным рабочим днем должна носить эпизодический характер. Действующим законодательством не установлено четкое понятие  эпизодичности. Но может быть это и правильно. Ведь нельзя в одном Трудовом кодексе предусмотреть все варианты по всем должностям и производственным случаям. Все таки это должно решаться в каждом трудовом споре индивидуально, с учетом конкретных обстоятельств дела. Но, тем не менее, в вышеприведенном письме Федеральной службы по труду и занятости говориться: «Следует также иметь в виду, что привлечение работников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера, а происходить время от времени (эпизодически) и в определенных случаях.»

То есть, если вас постоянно привлекают к дополнительной работе даже по вашей специальности следует задуматься, а не пытается ли ваше руководство таким образом сэкономить на введении еще одной ставки по вашей должности. И обратить внимание соответствующих контролирующих инстанций на возникшее недоразумение. А уж кому и сколько положено трудиться наши трудовые инспекции знают не понаслышке. И если захотят, то порой могут откопать такие нормативные акты, которых даже нет ни в одной правовой системе.

Думаем, что и судьям будет интересно послушать объяснения вашего руководства по поводу систематического привлечения им, руководством, своих сотрудников к бесплатному труду и, главное, доводы работодателей о производственной необходимости  регулярного неоплачиваемого труда в их организации вместо положенного увеличения штата сотрудников при увеличении объемов работ и, следовательно, нагрузки на конкретного работника.

О контроле государства за соблюдением трудовых прав и негативным последствиям от такого наблюдения следует помнить и некоторым особо «экономным» работодателям. Помнить если не в силу этических норм, то хотя бы в силу осознания возможных  материальных и моральных затрат на всякие там административные и судебные разбирательства по поводу принудительного труда, затрат, подчас не идущих ни в какое сравнение с затратами на нормальную организацию труда.