Четверг, 25 апреля, 2024
статьи по защите прав потребителей

Юридическая консультация ко «Дню жестянщика»

Порядок предоставления услуг по ремонту автотранспортных средств регулируется законом о защите прав потребителей и принятыми во исполнение этого закона правилами оказания услуг (выполнения работ) по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств утвержденными Постановлением Правительства РФ № 290 от 11 апреля 2001 года.

Как правильно оформить взаимоотношения по ремонту своего автомобиля

Договор на авторемонтные услуги заключается при предъявлении заказчиком документа, удостоверяющего личность, а также документов, удостоверяющих право собственности на автомототранспортное средство (свидетельство о регистрации, паспорт автомототранспортного средства, справка-счет).. В случае, если заказчик  не является собственником автомобиля, то он может предъявить доверенность на право эксплуатации машины.

При оформлении и выполнении договора документы, предъявляемые потребителем, не изымаются.

Договор заключается в письменной форме (заказ-наряд, квитанция или иной документ) и должен содержать следующие сведения:

а) фирменное наименование (наименование) и место нахождения (юридический адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

б) фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

в) дата приема заказа, сроки его исполнения. В случае если оказание услуг (выполнение работ) осуществляется по частям в течение срока действия договора, в договоре должны быть соответственно предусмотрены сроки (периоды) оказания таких услуг (выполнения таких работ). По соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг (выполнения работ);

г) цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;

д) марка, модель автомототранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;

е) цена автомототранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;

ж) перечень оказываемых услуг (выполняемых работ), перечень запасных частей и материалов, предоставленных исполнителем, их стоимость и количество;

з) перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если федеральными законами или в установленном в соответствии с ними порядке, в частности стандартами, такие требования установлены;

и) гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены;

к) должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ (оформляющего договор), его подпись, а также подпись потребителя;

л) другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг (выполняемых работ).

В случае если потребитель оставляет исполнителю автомототранспортное средство для оказания услуг (выполнения работ), исполнитель обязан одновременно с договором составить приемосдаточный акт, в котором указываются комплектность автомототранспортного средства и видимые наружные повреждения и дефекты, сведения о предоставлении потребителем запасных частей и материалов с указанием их точного наименования, описания и цены. Приемосдаточный акт подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя. Экземпляры договора и приемосдаточного акта выдаются потребителю. Заказчик вправе в любое время проверять ход и качество оказания услуг, не вмешиваясь в деятельность исполнителя. Исполнитель обязан обеспечить возможность нахождения потребителя в производственных помещениях с учетом соблюдения технологического режима работы, правил техники безопасности, противопожарной безопасности и производственной санитарии.

При оказании услуг в присутствии потребителя, например при подкачке шин, мойке и тому подобных мелких работах наличие договора может подтверждаться путем выдачи квитанции, жетона, талона, кассового чека и т. п.

Что нужно помнить заказчику  при  определении объема ремонта и, следовательно,  цены ремонта

На соглашению сторон на выполнение работ может быть составлена смета, а если на её составлении специально настаивает заказчик,  то составление сметы для ремонтной организации обязательно.  Смета может быть приблизительной или твердой. При отсутствии в договоре других указаний смета считается твердой.

То есть такой вариант, при котором владелец машины приезжает в мастерскую и говорит что: «у меня что – то стучит в двигателе, посмотрите и исправьте», а работники  автосервиса затем начинают «ремонтировать» автомобиль сообразуясь не только и не столько  с необходимостью ремонта, сколько со своей фантазией и потенциальной платежностью клиента является незаконным.

Мастерская — исполнитель, своевременно не предупредившая клиента о необходимости превышения приблизительной сметы, обязан исполнить договор, сохраняя право на оплату услуги (работы) в пределах приблизительной сметы.

Каковы права и обязанности сторон во время  проведения ремонта

Качество оказываемых ремонтных работ должно соответствовать условиям договора и (или) требованиям, обычно предъявляемым к качеству услуг (работ) такого рода. Сами авторемонтные работы могут быть произведены как с использованием запасных частей авторемонтной мастерской, так и использованием материалов заказчика. При использовании запасных частей и материалов предоставленных исполнителем он отвечает за их качество по правилам ответственности продавца за товары ненадлежащего качества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.  Если запасные части (материалы- предоставлены заказчиком и в ходе выполнения работ обнаружится их непригодность, либо если  соблюдение указаний заказчика может снизить качество оказываемой услуги или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок исполнитель обязан немедленно предупредить об этом заказчика и до получения от него указаний приостановить оказание услуги.  При неуведомлении потребителя об указанных выше обстоятельствах, или продолжении сотрудниками автосервиса выполнения ремонтных работ до истечения разумного срока для ответа потребителя на заявленное ему предупреждение, а также при игнорировании указания потребителя о прекращении выполнения работ авторемонтная мастерская не вправе, при предъявлении к ней требований по качеству оказанных работ, ссылаться на перечисленные выше объективные обстоятельства.

При несогласии заказчика с проведением работ по устранению неисправностей, выявленных в процессе выполнения работ и угрожающих безопасности движения, или при невозможности в процессе ремонта автомобиля устранить указанные неисправности во всех экземплярах приемосдаточного акта либо в ином документе, подтверждающем приемку, производится запись о наличии таких неисправностей.

Клиент вправе расторгнуть договор в любое время, уплатив исполнителю часть цены пропорционально части оказанной услуги (выполненной работы) до получения извещения о расторжении указанного договора и возместив исполнителю расходы, произведенные им до этого момента в целях исполнения договора, если они не входят в указанную часть цены услуги (работы).

Действия авторемонтной мастерской при возникновении необходимости проведения дополнительных работ

Если возникла необходимость оказания дополнительных услуг и, соответственно,  превышения приблизительной сметы. В этом случае организация — исполнитель обязана своевременно предупредить об этом потребителя, и если потребитель не согласен на превышение сметы, то он вправе отказаться от исполнения договора. В этом случае ремонтная мастерская может требовать от потребителя оплаты уже оказанной части  работ. Самостоятельно, без согласия потребителя, фирма – исполнитель не вправе оказывать дополнительные услуги за плату, а также обусловливать оказание одних услуг обязательным исполнением других. При выполнении таких неоговоренных услуг заказчик вправе отказаться от их оплаты, а если они уже оплачены, — потребовать возврата уплаченных за них сумм.

Что должны сделать организация – исполнитель и заказчик  после окончания ремонта

После исполнения договора или отказа потребителя от его выполнения фирма – исполнитель обязана выдать потребителю справки-счета на вновь установленные на автомототранспортное средство номерные агрегаты, составить отчет о расходовании оплаченных заказчиком запасных частей и материалов и возвратить их остатки либо, с согласия потребителя, уменьшить цену услуги (работы) с учетом стоимости остающихся у исполнителя неиспользованных запасных частей и материалов, а также возвратить замененные (неисправные) узлы и детали.

Также до сведения заказчика должна быть доведена информация о правилах и условиях правильного использования результатов оказанной услуги и о сроке службы или сроке годности новых агрегатов, а также о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях невыполнения таких действий, если автомототранспортные средства по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья и имущества потребителя или становятся непригодными для использования их по назначению. Вышеуказанная информация может быть доведена до потребителя путем предоставления технической документации или путем нанесения соответствующей маркировки или же иным способом, принятым для отдельных видов услуг (работ). Исполнитель, не предоставивший потребителю полной и достоверной информации об услуге (работе), несет ответственность, предусмотренную пунктом за недостатки услуги (работы), возникшие после ее принятия потребителем вследствие отсутствия у него такой информации.

По завершении ремонта фирма – исполнитель совместно с заказчиком обязана провести контроля полноты и качества оказанной услуги, комплектности и сохранности его товарного вида. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказанной услуги (выполненной работы), подмены составных частей, некомплектности транспортного средства и других недостатков заказчик обязан немедленно заявить об этом организации — исполнителю. Обнаруженные недостатки должны быть описаны в приемосдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку и подписаны сторонами. Потребитель, обнаруживший недостатки при приемке заказа, вправе ссылаться на них, если в приемосдаточном акте или ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требований по их устранению.

Если иное не предусмотрено договором, заказчик, принявший заказ без проверки, лишается права ссылаться на дефекты, которые могли быть обнаружены при обычной проверке (явные недостатки).

Заказчик, обнаруживший после приемки заказа несоответствие его исполнения договору или иные недостатки, которые не могли быть установлены при обычном способе приемки (скрытые недостатки), в том числе такие, которые были умышленно скрыты исполнителем, обязан по их обнаружении известить об этом исполнителя в разумный срок.

Отремонтированное авто выдается заказчику после полной оплаты оказанной ему услуги при предъявлении приемосдаточного акта и договора (квитанции и т. д.), паспорта или другого документа, удостоверяющего личность, а для представителя заказчика- также доверенности, оформленной в установленном порядке.

.В случае полной или частичной утраты (повреждения) принятого у потребителя автомототранспортного средства (запасных частей и материалов) исполнитель обязан известить об этом потребителя и в 3-дневный срок передать безвозмездно в собственность потребителю автомототранспортное средство (запасные части и материалы) аналогичного качества либо возместить в 2-кратном размере цену утраченного (поврежденного) автомототранспортного средства (запасных частей и материалов), а также расходы, понесенные потребителем.

Чем можно руководствоваться при необходимости привлечь исполнителя к ответственности за недоброкачественный ремонт

За неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании авторемонтных услуг (работ) исполнитель несет ответственность перед заказчиком аналогичную ответственности изготовителя установленной действующим законодательством в области защиты прав потребителей.